Все о тюнинге авто

Модели семьи и семейных отношений. Модели гендерных отношений супругов в семье. Основные определения моделей

Семейные отношения - это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции.

Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Выделяют следующие параметры семьи: демографический - структура семьи; социально-культурный; социально-экономический; техникогигиенический (условия проживания, особенности образа жизни).

Известны различные формы и модели семьи, специфика которых зависит от этапа развития общества, характера национальных и религиозных традиций.

А.К.Дзагкоев (2000) выделяет традиционные и современные (модернизированные) модели семьи:

Традиционная семья существовала на протяжении нескольких тысяч лет и существует в настоящее время во многих обществах, находящихся на допромышленном этапе развития. Переход к модернизированному типу может совершаться достаточно долго, непоследовательно, поэтому в ряде моделей современных семей присутствуют более или менее значительные элементы традиционности. Для традиционной семьи характерны такие признаки: жесткая сегрегация социально-половых ролей и функций, связанных со стереотипными видами деятельности; патриархальная (реже - матриархальная) иерархия с закреплением власти домохозяина над имуществом, деятельностью, а иногда и жизнью домочадцев, с подчиненным положением зависимых членов семьи; сложная структура семьи с совместным проживанием в одном домохозяйстве супружеских пар нескольких поколений с их детьми; сосредоточение всех жизненных функций (производительной, экономической, воспитательной, репродуктивной, бытовой) в семье, участие в их выполнении всех домочадцев, вовлеченность женщин исключительно в домашнюю занятость; не лимитируемый в основном характер репродуктивного поведения, рождаемость на уровне естественной фертильности2, осуждение всех мер по ограничению деторождения и даже порой наказание за них.

Для модели модернизированной семьи , характерно следующее: стирание границ между социально-половыми ролями, вариабельность выполнения семейных функций, в том числе связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (семья с одним родителем, семья, состоящая из прародителей и внуков без среднего поколения, и т. д.); преимущественно нуклеарный тип семьи, состоящей из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей. Данный процесс может выражаться в ``вылете птенцов из гнезда"", то есть отделении детей от родителей после окончания школы и их самостоятельном проживании, как принято в ряде западных культур, или в отделении от родителей вновь образовавшейся молодой семьи, как было принято еще недавно в нашей стране; симметричная модель семьи, в которой мужчина и женщина равноправны в распоряжении семейными средствами, воспитании детей, решении всех других вопросов; профессиональная занятость всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, мотивированная не только необходимостью дополнительного дохода, но также и стремлением женщин к самореализации, успеху, признанию;

функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе, разделение функций между семьей и многочисленными другими институтами; регулируемый характер репродуктивного поведения, снижение рождаемости. Планирование семьи становится общепризнанным типом репродуктивного поведения, неотъемлемой принадлежностью социально ответственной прокреативной этики;

Помимо традиционной и современной моделей семьи, существуют и другие. Так, например, социологи выделяют такие семьи, как:

1. Нуклеарная семья - состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура в западном обществе.

2. Расширенная семья - включает еще и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.

3. Полная семья - соответствует нуклеарной, если включает отца, мать и ребенка/детей.

4. Неполная семья - если один из родителей отсутствует. Выделяют дополнительную категорию - так называемая функционально неполная семья. К ней относятся семьи с двумя родителями, однако профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для воспитания детей;

5. Большая семья - группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Встречается в аграрных обществах; семьи этого типа имеют общую собственность на землю, скот и средства производства.

6. Семья-двор - также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством, например, слуги и наемные работники, образующие в совокупности и социальное, и экономическое сообщество.

В зависимости от характера воспитательного воздействия и возможности адаптации детей из семей в обществе М.Ю.Арутюнян (1988) выделяет следующие типы семьи :

1. Традиционная семья -- в ней воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в ``вертикально организованную"" общественную структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.

2. Детоцентрическая семья - в ней главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи.

3. Супружеская семья - в ней главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие -- горизонтальное, на равных: родители и дети. Как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу (то есть практически ко всем современным социальным институтам).

Таким образом, при выделении форм или моделей семьи различные авторы опираются на: этапы развития общества; характер национальных и религиозных традиций; распределение социально-половых ролей между мужчиной и женщиной; характер взаимоотношений между родителями и детьми; состав семьи; количество детей и др.

5. Семья как система и основные тенденции её развития

Анна Варга – специалист по семейным системам терапии определяла понятие «система».

Система - это открытая система, которая находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой.

1997 году – Черников дал определение системы:

Семейная система – самообразующаяся система, т.е. ее поведение целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.

Люди данной семейной системы поступают так или иначе под влиянием правил функционирования своей семьи, а не под влиянием своих личных потребностей и мотивов.

Семейная система первична по отношению к входящих в нее элементов.

Объект в случае консультирования или терапии будет являться вся семейная система, а не отдельный человек (элемент этой системы).

Законы функционирования семейных систем.

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам:

1. гомеостаз – всякая семейная система стремится к постоянству и стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый момент времени своего существования стремится сохранить статус КВО. Нарушение этого статуса болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть радостными (Пример: уход ребенка из семьи, рождение ребенка, распад брака). Закон постоянства обладает огромной силой, именно поэтому во многих семьях пытаются противостоять любым изменениям.

2. закон развития – любая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл, который предполагает определенные стадии развития. Развитие происходит под влиянием внешних обстоятельств и внутренних факторов.

Оба этих закона действуют одновременно.

Типы семей по количеству брачных партнеров:

1) моногамная семья – один муж и одна жена;

2) полигамная семья:

а) полиандрия – многомужество;

б) полигиния – многоженство.

По количеству поколений:

1) простая (нуклеарная) семья – состоит из представителей только двух поколений (родители и дети);

2) сложная (расширенную) семья – состоит из представителей не мене трех поколений (прародители, родители, дети).

По целям и характеру партнерских отношений:

1) традиционная семья – характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, творчества, свободы, привязанности к быту, наличием собственнических инстинктов. Основной целью такой семьи является продолжение рода, сохранение стабильности, желание не выделяться;

2) зависимая семья – также характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, привязанностью к быту, любовной иллюзией, наличием всевозможных комплексов, зависимостей, патологических привязанностей и т. д. Основной целью такой семьи является удовлетворение психологических потребностей, избегание страха одиночества, ответственности;

3) партнерская семья – характеризуется осознанностью, развитием, ответственностью, участием в делах семьи обоих всех членов, стремление к открытости, к договору по спорным вопросам, гибкости отношений, взаимопомощи и т. д. Основной целью такой семьи является саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру.

По критерию гармоничности:

1) гармоничная семья – характеризуется открытостью, творческим ростом и личностным развитием всех ее членов, теплыми эмоциональными отношениями между родителями и детьми;

2) дисгармонические психологические типы семей:

а) «внешне спокойная семья» – характеризуется внешней уравновешенностью, за которой скрывается накопленная годами неудовлетворенность, преобладанием чувства ответственности над искренностью чувств;

б) «вулканическая семья» – характеризуются неуравновешенностью отношений: скандалы и разводы чередуются с признаниями вечной любви и объединением. Отношения открыты, спонтанность и эмоциональная неуравновешенность доминируют над чувством ответственности. Ребенок в такой семье живет как на пороховой бочке, даже когда все хорошо, он чувствует опасность, что приводит к невротизации;

в) «семья-санаторий» – характеризуется в повышенной тревожности за жизнь или здоровье одного из членов семьи, которая проявляется в ограничении обязанностей «драгоценного» члена семьи и увеличении обязанностей у остальных. Подобная забота приобретает форму культа. Приводит к физической и нервной перегрузке, неврозам;



г) «семья-крепость» – характеризуется внешней стабильностью, сплоченностью, против некой опасности, исходящей извне. Создается иллюзия полного взаимопонимания, выраженное «мы-чувство», за которой скрывается душевная пустота или нарушение сексуальных отношений. Жизнь семьи жестко регламентируется и подчиняется определенным целям;

д) «демонстративная семья, семья-театр» – характеризуется разыгрыванием друг перед другом спектакля, который призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию;

е) «семья – третий лишний» – характеризуется концентрацией внимания друг на друге, при игнорировании или скрытом неприятии ребенка;

ж) «семья с кумиром» – характеризуется гиперопекой ребенка, которая скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом;

з) «семья-маскарад» – характеризуется несогласованностью жизненных целей и планов супругов непоследовательным воспитанием, нездоровой конкуренцией.

С учетом воспитательного воздействия выделяют следующие модели негативных семейных взаимоотношений.

Безнадзорность встречается, когда родители излишне заняты и не уделяют должного внимания своим детям.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время указания, предупреждения, запреты.

Воспитание по типу «Золушки» - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка, безразличного, «холодного» отношения к нему.

«Жесткое воспитание» - за малейшую провинность (а иногда и без нее) ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы.

Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из партнеров занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Частично комплементарные отношения возникают в том случае, если один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере один устанавливается с партнером. В некомплементарном браке разногласия и противоречия могут появиться на почве первенства или подчинения в семье.

Концепция дублирования родительских свойств предполагает, что человек учится выполнять мужскую или женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношения родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Отождествление, идентификация – элементарная психологическая реакция, заключающаяся в том, что индивидуум мысленно приравнивает себя к другому человеку (родителю).

Подчас не замечая, он перенимает способ мышления, идеи и ценности, а самое главное – эмоциональные реакции и внутренние состояния, неосознанно или сознательно старается уподобиться родителю, поэтому одобряет его стандарты поведения и приспосабливается к его оценкам. Личность индивидуума и родителя сливаются. В эту схему включается и роль родителя другого пола: формы родительских отношений становятся эталоном.

В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутренним схемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек некоторое время может проявлять «уступчивость» или, вернее, «близорукость», частично отказываясь от реализации своей программы ради партнера, желая приспособиться к нему. Обычно это вызывает внутреннее противоречие, поэтому появляется стремление вернуться на запрограммированный путь.

Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым – общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали.

Различают также брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

Пословица «Милые бранятся – только тешатся» вряд ли утешает тех, кто бранится часто. Неприятное это дело – семейный конфликт. Собственно, «густые» конфликты и рушат семью. Психологии известны модели семейных отношений заведомо конфликтные, и рано или поздно семья встанет перед необходимостью замены такой модели.

И снова в бой…

Модель семейных отношений, как правило, хорошо прорисовывается в рассказах супругов во время консультации. И часто ее определение вызывает улыбку у действующих лиц. Недавно молодую жену даже развеселило, что отношения в семье можно охарактеризовать как «готовность к бою» – один нападает, а другой уже готов к отражению атаки. И даже безобидные замечания, на которые можно отреагировать шуткой, а, может, и принять к сведению, вызывают гнев и агрессию. Причем такое поведение становится настолько привычным, что, как ни старайся быть безукоризненным, повод для нападения (придирки) найдется.

Примеров таких поводов – множество, и часто они малоубедительны. Так один супруг высказал супруге претензию, что та недостаточно любит их собачку, а именно обнимает ту, только когда самой грустно. Как вам?

Такая модель чревата тем, что супруги постоянно находятся в состоянии напряжения, ожидании подвоха, обиды, отражения атаки, они, не переставая, оттачивают свое искусство противостояния. Их общение имеет характер постоянных пикировок. Стороннее наблюдение с выраженной очевидностью выявляет стремление членов семьи к лидированию, этакий конкурс. В отдельных семьях подобная модель даже культивируется, как правило, это случается, если она же присутствовала и в родительских семьях супругов. Но чаще подобные «раздорные» взаимоотношения переживаются как дискомфортные и разрушают семью.

Шлейф прошлого

Важно сказать, что многие конфликтные модели, «запускаются» именно на первом году семейной жизни. Думаю, не одна семья споткнулась о «шлейф прежнего образа жизни» .

Легко догадаться, что речь идет о том, что супруги не могут поступиться привычками из прежней холостяцкой жизни (девичники–мальчишники, походы в баню, длительные телефонные разговоры и т. п.). Неудовольствие партнера при этом рассматривается как посягательство на права. По этому поводу возникают ссоры, порой другой начинает в отместку придумывает и для себя какое-то времяпровождение. Смешно сказать, но подобные вещи могут стать причиной распада семьи.

«Сколько раз тебе говорить…»

Широко распространена модель «дидактизм» . Она характеризуется обоюдным или односторонним стремлением поучать. Иначе как бестактностью подобное не назовешь. В семьях постоянно звучит: «не умеешь – спроси…», «вечно у тебя все так…», «сколько раз тебе говорить…», «тебе следовало», «ты не должен (не должна)», «в моей семье это было не так ….» и т.п.

Случается, что позиция «поучаемого» устраивает одного из супругов, и он начинает играть роль взрослого ребенка. Драматично, когда эту роль принимает мужчина. При этом жене приходится выполнять и материнские функции, вся ответственность за семью ложится на нее, ей приходится принимать решения. Позднее женщина спохватывается и начинает сетовать на инфантильность и безынициативность мужа, но роли уже распределены, поведенческие стереотипы сформированы.

Разумеется, возможно перераспределение функций, при этом женщине необходимо ослабить а то и вовсе запретить себе чрезмерный контроль, стремление принимать все решения, брать на себя ответственность.

«Я сейчас у мамы спрошу»

Модель «маменькин сынок» , и, как вариант, «папенькина дочка» - при такой модели супруги постоянно апеллируют к мнению своих родителей, информируют их обо всем, особенно о возникающих проблемах, не принимают самостоятельных решений, сличают действия друг друга с родительским образцом.

Конечно, к подобному поведению подталкивают и родители, активно интересующиеся всем происходящим у молодых и дающие советы.

Прекрасная иллюстрация этой модели дана в юмореске Ефима Шефрина - «Я сейчас у мамы спрошу». Опасность этой модели состоит в том, что фактически молодые супруги не формируют личный опыт построения взаимоотношений, разрешая вторгаться в эту деликатную сферу опыту чужому.

Проблемы, проблемы, проблемы…

При этой модели «озабоченность» в семье постоянно присутствует нерешенная проблема - собственная или чужая, возможно, принесенная с работы. Привычка решать проблемы провоцирует непрерывный поиск этих проблем. В семье не разрешена радость. Семейный климат пропитан тревогой, в дефиците оптимизм, возникает недостаточность позитивной эмоциональности.

Что делать?

Взглянем на свою семью со стороны – не прихватили ли мы чего-нибудь из этих характеристик? А если да, то закономерный вопрос - что делать?

Давайте так. Увидели какую-то модель? А теперь посмотрите еще раз, но уже так, как будто это семья не ваша. Что бы вы ей подсказали? Вот это и надо делать!

С моделью «готовность к бою» помогут мирные переговоры и договоренности. Могут оказаться полезными видео или аудиозаписи, разного рода штрафы за нарушение договоренностей. Лишь бы они не стали новым поводом для боя.

«Шлейф прежнего образа жизни» потребует компромисса, не исключено, что кому-то придется пожертвовать «холостяцкими увлечениями» ради мира в семье.

В случае с «дидактизмом» супругам полезно проанализировать выражения, которые влияют на них особенно деструктивно, и принять в семье нечто вроде «Памятки запрещенных выражений».

Предлагаю запрет, как минимум, на следующие 10 выражений:

«сколько раз надо повторять»

«о чем ты только думаешь»

«неужели так трудно запомнить»

«неужели ты не видишь»

«неужели тебе не понятно»

«ты стал(а) таким … грубым, скучным…»

«все люди …, а ты…»

«что ты пристал(а)»

«ты такой(ая) как твои родители (твоя мама, твой папа)»

«тысячу раз уже говорил» .

Модель «маменькин сынок/папенькина дочка» потребует усилий всех семей: старшим – не разрешать себе вмешиваться (конечно, это чрезвычайно трудно, и вероятно, придется найти для себя дополнительные занятия, чтобы оставить в покое молодых), а молодой семье порадоваться возможности строительства той идеальной семьи, которой нет ни у кого.

И наконец, модель «озабоченность» . Придется научиться оставлять неприятности за порогом дома (прямо так директивно – ни слова). Можно воспользоваться советом американского священника Уилла Боуена, который придумал переодевать с руки на руку браслет при каждой произнесенной вслух жалобе. Прочтите книгу «Мир без жалоб», возможно, сработает. Было бы здорово ввести в доме культ юмора и шутки.

Для всех конфликтных семейных моделей довольно полезен терапевтический прием обмена позиций : следует научиться идентифицировать (ставить себя на место другого) и рефлексировать (смотреть на себя со стороны).

Пишу эти строки и почти слышу характерные возражения – «А почему это должен (должна) делать я? Я и так всегда первый?..» Отвечаю: потому что Вы хотите, чтобы ваша семя была счастливой!

Модели отношений «родитель – ребенок»

А теперь поговорим о так называемых «вертикальных» отношениях – между родителями и детьми, ведь они тоже могут оказаться с «червоточиной».

Модель «занятости» – родители постоянно заняты. У К.И.Чуковского в замечательной книге «От двух до пяти» приводится очень меткая иллюстрация этому: «Папа приходит с работы и за газету, а мама, барыня какая, приходит с работы и стирать, и стирать».

Следует напомнить, если подобная модель детско-родительских отношений возникает в раннем возрасте, она может привести к задержке психического развития ребенка, позднее – к чрезмерной автономизации и даже отчуждению с самыми различными последствиями. При этой модели семья как воспитательная система не работает.

Модель «взрослости» – родители не способны взглянуть на детские проблемы и заботы глазами самих детей. Подобная способность требует особого таланта быть родителем, чтобы быть способным «подняться до высоты детских чувств» (Я. Корчак). Впрочем, и времени требует тоже. Гораздо проще и привычнее отреагировать на проблему ребенка как на пустяк – «не приставай с глупостями», «не до тебя».

Подобная модель может бумерангом вернуться к родителям в старости, ибо их дети могут не приобрести опыта душевной чуткости

Модель «старого стереотипа» – родители отстают от динамики взросления ребенка, не меняя характер своего к нему отношения как к маленькому, несмышленому. Вместо ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ они продолжают ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ, что вызывает ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ, раздражение, конфликты.

Автору этих строк довелось услышать от собственных детей: «Мама, мы выросли». А ведь владею теорией вопроса! Всем родителям полезно помнить, что вертикальные отношения с детьми должны смениться горизонтальными СВОЕВРЕМЕННО.

Модель «воспитательных традиций» – родители пользуются теми методами и средствами воспитания, на которых выросли сами, т.е. повторяют собственных родителей. При этом теряется из виду, что изменилась воспитательная ситуация, да еще как изменилась! Современные дети стали более информированными, они имеют иной комплекс потребностей, ориентируются на другую систему ценностей.

В данной ситуации от родителей требуется педагогическая гибкость и определенная работа по собственному педагогическому развитию.

Модель «дидактизма» (и здесь тоже) – состоит в поучении, которое выстраивается на бесконечных инструкциях, подлежащих безусловному исполнению - «не трогай», «не ерзай», «не кричи», «не топай»… Начнем с того, что при восприятии частица «не» блокируется. Это означает, что ребенок слышит «трогай, ерзай, кричи, топай». Если вы хотите «подрулить» поведение, подскажите, чтобы вы хотели, и обязательно приемлемой интонацией!

Чревата такая модель тем, что все воспитательные отношения при ней дидактируются, блокируется субъектное начало и развитие самостоятельности как черты характера. Снятие указанного барьера возможно через признание родителями права детей быть личностями.

Ну что, уважаемые родители, еще раз глянем со стороны на свою семью?!

Не смею назидать, потому что, что уж там – сама грешна. И тем не менее, призываю к научному подходу в создании, взращивании и совершенствовании своей семьи! Психология в этом вопросе хорошая помощница.

Развитие науки о семье

В 1879 В. Вундт открыл лабораторию, это стало выделением психологии в отдельную науку.

Бахофен 1861 году написал «Материнское право» в котором были описаны семейные отношения и их развитие на протяжении истории.

Мак Леннан «Первобытный брак»

Для ранних ступеней развития был характерен групповой брак. Семьей считалась группа людей, каждый мужчина муж всех женщин в группе.

Первоначально доминировала эндогамия.

Но постепенно складывается панулуальная семья. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неопределено. Формируется полигамный брак, многоженство или многомужество. Следующей стадией была моногамия.

С 19 века семья рассматривается как малая социальная группа. До 19 века рассматривается как микромодель общества.

С 12 века мужчина безраздельно властвует над всеми домочадцами. Дети воспитываются в запретах.

На рубеже 19-20 веков зафиксирован кризис семьи. Выделяется нуклеарная семья.

Вопросы рассматриваемые с.п: супружеские отношения, родительско-детские, взаимоотношения со старшими поколениями в семье, направление развитие семьи, семейное консультирование, диагностика.

Социально-психологическая модель семейных отношений

Типология семьи, структура семьи, стили воспитания.

Референтная группа – значимая группа. Особенность референтной группы – разделять нормы, ценности и правила этой группы. Ценности этой группы лежат в основе контроля поведения.

Семья – сложное социальное образование.

Семья – конкретная система отношений между супругами, родителями, детьми.

Члены группы связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, целями, задачами, планами.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Основу семейных отношений составляет брак, а это официальное признание отношений мужчиной и женщиной, а эти отношения сопровождаются появлением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

Важным условием существования семьи – совместная деятельность и пространственная локализация (должны вместе жить)

Семья – основанная на единой общесемейной общности людей, связанных узами супружества, осуществляющая воспроизводство населения и приемственность семейных поколений, социализация детей и поддержка членов семьи.

Чаще всего встречаются полигамные и моногамные семьи.

Моногамная семья состоит из брачной пары. Полигамная – брак одного с несколькими.

Деление на типы по родственным связям:

Нуклеарная семья: родители и дети

Расширенная семья: две или более нуклеарных семей, повторные браки, дети от предыдущих семей

Патриархальная семья – много детей, совместно проживают несколько поколений. В основе тоталитарность.

Малые семьи, не полные: состоят из двух человек.

По направленности семьи :

1) Общественно-прогрессивная семья. Поддерживает общественные ценности, единство взглядов, хорошие, теплые межличностные отношения

2) Противоречивая – отсутствует единство взглядов. Активные действия за отстаивание своих взглядов. Борьба

3) Антиобщественная – ценности семьи противоречат идеалам общества.

По дееспособности :

1) ограниченная

2) временно-ограничеснная – семьи переживающие временные катаклизмы, беженцы, безработица

3) Неограниченная – полный спектр возможностей для того чтоб вписаться в социальное пространство

По активности:

1) собственная активность – хорошие адаптационные возможности, мобильны

2) ограниченная активность – возрастные, соматические ограничения

3) пассивность – ориентация на иждевенчество, низкий уровень адаптационных возможностей, незрелость семьи в целом, инфантильность.

Психологическое здоровье семьи:

1) благополучная семья – умеет разрешать конфликты

2) неблагополучная – проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей членов семьи. Не разрешаются, либо разрешаются непродуктивно. Часто нет эмоционального тепла.

А) конфликтные семьи. Столкновение ценностей

Б) кризисные семьи. Противостояние интересов имеет резкий характер, затрагивает многие сферы семьи. Возможны позиции враждебности по отношению друг к другу.

В) проблемные семьи. Проблемные ситуации воспринимаются настолько сильно, что это может привести к разрыву семьи (временное отсутствие жилья, дохода)

Функции семьи:

Репродуктивная функция

Воспитательная функция

Хозяйственно-бытовая функция

Экономически-материальная.

Организация досуга

Социального контроля

Семья – динамическое образование.

На состояние семьи оказывает влияние :

Способность членов семьи к согласованным действиям

Действия группового давления.

Установление определенных отношений между членами семьи

Задание: группой методики (ТЕСТ) предназначенные для изучения:

Семьи : межличностных отношений (супружеских отношений), родительско-детские отношения,

семейным конфликтам

Личностные методики (для совместимости людей)

Проективные методики для изучения семьи

Типы нарушений под влиянием семьи:

1) Короленко и Донских в результате исследования выявили: аддиктивное поведение – стремление уйти от реальности.

2) Антисоциальное поведение. Человек совершает действия противоречащие этике и морали, нарушает законы и права других людей.

3) Суицидное поведение. Отсутствие эмоционального тепла, близости, духовности, чувства защищенности.

4) Конформистское поведение. Подчинение мнению большинства.

5) Нарциссическое поведение. Проявляется в отношениях с другими людьми.

6) Фанатическое поведение. Слепая приверженность к какой-то идее и нетерпимость к другим взглядам.

7) Аутическое поведение. Затруднение социальных контактов, человек погружен в мечты, фантазии. Живет в семье, но контактировать не может, не хочет или не намерен.

Типы воспитания, которые содержат риск возникновения отклонений :

1) Гиперопека – ребенок воспринимается как незрелый, решают все вопросы за ребенка, ограничивают контакты. Может привести к комплексу неполноценности.

Чувство неполноценности по Адлеру – толчок к развитию. Либо второй вариант: Гиперкомпенсация за счет окружения, манипуляция, управление. Третий вариант: человек поглощен своей неполноценностью и получает из этого какую-то выгоду.

2) предъявление непомерных требований

3) Непрогнозируемые эмоциональные реакции. Порождает неуверенность в себе, подстраиваются под настроение других людей.

4) Гипоопека – недостаточное внимание к детям.

Факторы семейного благополучия:

1) Психобиологическая совместимость

2) Социальная зрелость супругов

косвенные

3) Опыт родительской семьи

4) Образование

5) Трудовая стабильность

6) Возраст

7) Продолжительность знакомства

Психологическая несовместимость – это невозможность понимать друг друга, удовлетворять свои потребности.

Совместимость - взаимное приятие друг друга, понимание друг друга.

Когнитивная совместимость – сходство представлений о себе, о мире

Гармония брачных отношений зависит: эмоциональная сторона, когнитивная сторона, схожая картина семьи, общекультурный уровень

Комплиментанрый брак – союз, в котором каждый из партнеров занимает положение которое имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье

Симметричный брак – равные позиции, равные права по отношению друг к другу, никто не подчинен.

Метакомплиментарный брак – один из партнеров занимает ведущее положение в силу своей неопытности. Манипулирует партнером, демонстрируя свою слабость, неопытность, неумелость.

Этапы развития супружеских отношений:

3) Принятие в семью новой личности (ребенка)

4) Введение детей во внесемейные институты.

5) Принятие подростковости детей.

6) Экспериментирование с независимостью

7) Подготовка к уходу детей из семьи

8) Уход детей из семьи, принятие ухода

9) Принятие факта ухода на пенсию и старости

Стадии развития супружеских отношений:

1) Молодое супружество (до 5 лет)

Привыкание, адаптация. Организация быта. Распределение обязанностей.

2) Супружество среднего возраста (6-14 лет)

3) Супружество зрелого возраста (15-25 лет)

Супруги остаются одни друг с другом, либо занимаются воспитанием внуков

4) Супружество пожилого возраста (более 25 лет)

Два критических периода в развитии отношений:

1) между 3-7 годом, продолжается около года при благоприятном течении событий. Связан с исчезновением романтических отношений. Более частое возникновение отрицательных эмоций.

2) между 17-25 годами. Менее глубокий и яркий чем первый, может продолжаться годами. Переживания по поводу работы, здоровья. Чувство одиночества в связи с уходом детей из семьи.

Стадии переживания горя:

2) депрессия

3) возрождение

Типы личности по Лесгафту:

1) Добродушный. Ребенок испытывал все эмоции без ограничений

2) Демонстративный. Научили выражать эмоции красиво. «Какая ты некрасивая когда плачешь». Театральность. Нет искренности. Стремится произвести впечатление.

3) Лицемерный. Родители позволяют проявлять только некоторые эмоции. Подстраивается под собеседников. Скрывает эмоции, не проявляет определенные эмоции

4) Злобно-забитый. Жесткий запрет на выражение каких либо эмоций. Ругают, наказывают за выражение.

5) Мягко-забитый. Очень нежно, ласково, заботливо запрещают демонстрировать какие либо эмоции. «Не надо прыгать и скакать, тебя же очень любят». Не понимает что он испытывает, не узнает эмоции потому что редко испытывает их.

6) Угнетенный тип. Разными способами мягко и жестко запрещается демонстрировать свои эмоции. Человек не получил опыта и не умеет испытывать эмоции, не всегда может правильно считать эмоцию другого человека.

Так же причинами конфликта может служить:

· Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

· психическая или биологическая (сексуальная) несовместимость;

· неправильные взаимоотношения супругов с окружающими людьми (родственниками, знакомыми, сослуживцами);

· несовместимость интересов и потребностей;

· разные позиции по отношению к воспитанию ребенка;

· наличие недостатков или отрицательных качеств у супругов;

· отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми и др.

· общая психологическая усталость отношений (разная потребность супругов в эмоциях);

· бытовые и денежные проблемы

· исчерпание целевых установок брака (в пожилом возрасте супругов, когда дети выросли)

Классификация супружеских конфликтов:

1) Не признается достоинство другого. Пренебрежительное отношение.

2) Неудовлетворение сексуальных потребностей.

3) Эмоциональная сфера. Отсутствие заботы, ласки, внимания.

4) Связанные с пристрастиями (сигареты, азартные игры)

5) Финансовые разногласия.

6) С питанием, одеждой, устройством домашнего очага. (диета мужу не подходит)

7) связаны с различием интересов в проведении досуга, развлечениями.

8) По поводу воспитания детей.

По степени опасности:

1) при возникновении обыкновенных трудностей, усталостей

2) Один из партнеров решает, что другой должен измениться, соответствовать. Грубое вмешательство в пространство другого человека. Навязывание извне.

Основные причины разводов:

Не сошлись характерами

Люди не готовы принимать другого таким как он есть

Супружеские измены или особенности сексуальной жизни в браке

Некоторые правила для

1) Реально смотреть на вещи и противоречия.

2) Не строить иллюзий.

3) Не избегать трудностей.

4) Ценить мелочи.

5) Сообщать напрямую свои желания.

6) Следить за собой.

Опросник родительских отношений разработан Столиным, Барга.

Стандартизированое интервью с ответами да или нет.

Цель: выявить родительское отношение.

Ролевые ожидания и притязания в браке.

Для совместимости супругов в браке.

Методика на определение особенностей распределения ролей в семье. Авторы: Алешина, Гозман, Дубовская. В 1987 году.

Предназначена для диагностики особенностей распределения ролей в семье между супргурами.

Отвечают одновременно оба партнера не комментируя ответы друг друга.

Цель: выявление особенностей отношений ребенка в семье.

Методика рисунка семьи – проективные методики для оценки внутрисемейных отношений. Основана на интерпретации и анализе рисунка.

Для младших дошкольных. Оцениваются особенности восприятия и

В рисунках дети могут выразить то, что не выразят словами.

3 стандартизированных опросника для разных возрастов. Можно работать и с родителями и с подростками и сравнивать результаты. 120 вопросов в опроснике.

Семейная социограмма. Эндимиллер и черемсин.

Дает возможность выявить контекст взаимоотношений внутри семьи.

В надо нарисовать круг, потом членов семьи. Некоторые члены семьи могут не попасть в круг.

Зикрубин шкала любви и симпатии. Цель – выявить что преобладает: любовь или симпатия.

Типовое семейное состояние. Эйдемиллер

Цель: изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

Анализ семейных взаимоотношений. Юстицких, Эйдемиллер.

Опросник состоит из 130 уверждений. 20 шкал. Первые 11 шкал – основные стили семейного воспитания. 13, 17 и 18 – представление о структурно ролевом взаимоотношении.

Цель: позволяет изучить нарушение процессов воспитания и установить причины нарушений в семейной системе. Существует как для родителей, так и для подростков.

PARI изобрел шефер и белл. Методика изучения родительских установок.

Цель: Для изучения отношения родителей к семейной роли. Состоит из 115 утверждений о семейной жизни.

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях.