Все о тюнинге авто

Пенсионное обеспечение по результатам соут. Специальная оценка условий труда и выход на досрочную пенсию. Размеры дополнительных тарифов страховых взносов

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда

С 1 января этого года специальная оценка условий труд ач. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) заменила аттестацию рабочих мест.

О том, какие гарантии и компенсации и в каком размере работодатель обязан предоставлять работникам «за вредность» до проведения спецоценки, читайте:

С этой же даты вступили в силу изменения в ТК РФ, которые обязывают работодателя предоставлять гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Что подтверждается результатами спецоценки, а не аттестации.

В связи с этим появилось мнение, что работодатель не обязан предоставлять гарантии по результатам аттестации и советским Спискам до проведения спецоценки. Так ли это?

Как предоставлять компенсации «за вредность» до проведения спецоценки

Если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест, то ее результаты применяются для предоставления работникам гарантий и компенсаций «за вредность »п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .

Как подтвердил Минтруд, результаты проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г. Поэтому требования отдельных представителей контролирующих органов на местах о незамедлительном проведении спецоценки незаконн ыРазъяснение Минтруда от 07.03.2014 .

Изменить гарантии и компенсации «вредникам» в худшую сторону по сравнению с действующими по состоянию на 01.01.2014 нельзя до проведения спецоценк ип. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ) .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

“ До проведения работодателем специальной оценки условий труда работнику надо предоставлять те гарантии и компенсации, которые были предусмотрены до 1 января 2014 г. по результатам аттестации рабочих мест. При этом не имеет значения, когда с работником был заключен трудовой договор - до 1 января 2014 г. или после этой дат ы” .

Нельзя также до проведения спецоценки снизить уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых «вредникам» на основании советских Списков и других нормативных правовых актов СССР в части, не противоречащей ТК РФп. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ; Решения ВС от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 , от 04.06.2013 № АКПИ13-411 .

Что полагается работникам «за вредность» по результатам спецоценки

Теперь минимальные размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам «за вредность» прописаны прямо в ТК РФстатьи 92 , , , 219 ТК РФ . Ранее их устанавливало Правительств ост. 219 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) ; Постановление Правительства от 20.11.2008 № 870 .

Сразу скажем, что минимальные размеры гарантий и компенсаций не изменились. Однако по результатам спецоценки отдельные гарантии не положены не только работникам, занятым в оптимальных и допустимых условиях труда, как это было раньше, но и части «вредников».

Условия труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труд аст. 14 Закона № 426-ФЗ Повышение оплаты труд аст. 147 ТК РФ Дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ Сокращенное рабочее врем ястатьи 92 , 94 ТК РФ
Оптимальные (1 класс) Повышение оплаты труда по сравнению с нормальными условиями труда не производится Дополнительный отпуск «за вредность» не предоставляется Сокращение рабочего времени не производится
Допустимые (2 класс)
Вредные (3 класс):
  • <или> подкласс 3.1
Оплата труда повышается как минимум на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются локальным нормативным актом либо коллективным или трудовым договором
  • <или> подкласс 3.2
Предоставляется дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда
  • <или> подкласс 3.3
Продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (смену) (при 30-ча -совой рабочей неделе не может превышать 6 часов в день (смену)). Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть увеличена*:
  • продолжительность рабочей недели, но не более чем до 40 часов в неделю;
  • продолжительность ежедневной работы (смены): - при 36-ча -совой рабочей неделе - до 12 часов; - при 30-ча -совой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
Для этого с работником надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору
  • <или> подкласс 3.4
Опасные (4 класс)

* За работу свыше 36 часов работнику выплачивается отдельная денежная компенсация в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Компенсации работникам «за вредность» не могут быть уменьшены по сравнению с установленными на 01.01.2014, если спецоценка подтвердит, что у работника сохранились прежние условия труд ач. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . Это особенно важно в случаях, когда правила ТК меняются в худшую для работника сторону.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

“ По новым правилам ТК подклассы «вредности» 3.1 и 3.2 не дают работнику права на сокращенное рабочее время (36 часов)ст. 92 ТК РФ . При подклассе 3.1 не предоставляется дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ . Тем не менее если данные компенсации были установлены работнику по результатам аттестации, проведенной до 01.01.2014, и спецоценка подтвердит сохранение прежних условий труда, то компенсации должны предоставляться по-прежнем уч. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ” .

До 01.01.2014 ТК РФ запрещал заменять дополнительный отпуск «за вредность» денежной компенсаци йст. 126 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) . Теперь замена частично возможна. Работнику за часть отпуска «за вредность» свыше 7 календарных дней можно выплатить деньги. Возможность такой замены должна быть прописана в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре. В последнем также должен быть указан размер компенсации. А с работником надо будет заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать на возможность замен ыстатьи 117 , 126 ТК РФ . Из чего можно исходить при определении размера компенсации?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Взамен дней дополнительного отпуска работнику надо выплатить средний заработок.

Сверх этого работнику надо также выплатить дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом (межотраслевом) соглашени и” .

Минздрав России

Теперь на вредных работах допускается увеличение продолжительности рабочей недели и рабочего днястатьи 92 , 94 ТК РФ .

Можно ли расценивать увеличение работы до 40 часов во вредных условиях как сверхурочную работу?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Согласно ТК РФ работа сверх 36 часов в данном случае не является сверхурочной. Поэтому при суммированном учете рабочего времени она должна учитываться по норме часов учетного периода. И в табеле учета рабочего времени ее нужно отражать как обычную работу. За такую работу, помимо оплаты за отработанные часы, нужно выплачивать дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом соглашени и” .

Минздрав России

Компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛп. 3 ст. 217 НК РФ . Можно ли освобождать от налогообложения денежную компенсацию, выплачиваемую работнику за работу во вредных условиях свыше 36 часов в неделю? В Минфине считают, что нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“ Несмотря на то что выплата работнику за работу свыше 36 часов в неделю названа в ст. 92 ТК РФ компенсацией, она таковой в смысле ст. 164 ТК РФ не является. По сути, это компенсационная выплата за работу во вредных условиях, входящая в оплату труда. Оснований для освобождения таких выплат от НДФЛ в ст. 217 НК РФ не установлен о” .

Если для «вредников» введен суммированный учет, то продолжительность учетного периода не может превышать 3 месяцев (ранее -1 года)ст. 104 ТК РФ .

Повышенные или дополнительные по сравнению с ТК РФ компенсации, как и раньше, можно самостоятельно устанавливать коллективным договором или локальным нормативным акто мст. 219 ТК РФ .

Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

  • профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
  • работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно

должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2. Страховые тарифы в пенсионный фонд РФ, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?

Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в Письме Пенсионного Фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

Уже сейчас понятно, что закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство, вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда, так как чем лучше условия труда, тем ниже страховой тариф. А если условия труда безопасные, то тариф равен нулю.

Хорошо это или плохо, и как отразится такой механизм на работниках в реальности, покажет только время.

МАТЕРИАЛ С САЙТА http://ohranatruda.ru

С этим также читают.

Содержание

По законодательству Российской Федерации граждане, которые являются специалистами, работающими в определенных профессиональных областях, занесенных в несколько списков, имеют право досрочно получать страховое пособие по старости. Это значит, что они могут раньше выйти на пенсию, не достигая 60 лет (мужчины), 55 лет (женщины) при выполнении некоторых условий.

Что такое пенсия по вредности

Льготная пенсия по вредности в 2018 году – это пособие, выплачиваемое из отдельной статьи бюджета Пенсионного Фонда. Она формируется из взносов, перечисляемых, работодателем за сотрудников, работающих во вредных, опасных для жизни и здоровья условиях. Начисления, размеры выплаты регламентированы федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в редакции от 19.12.2016 с изменениями, которые вступили в силу с 01.01.2017 г.

Факторы вредного воздействия

Выход на пенсию по вредности можно осуществить по классификации условий труда, отображенной в ГОСТе (государственном стандарте) 12.0.003-74 от 01.01.1976 г. «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ). На основании документа выделяют четыре группы факторов, оказывающих негативное влияние на организм человека:

  • Физические.

Четко подразделяются по характеру воздействия на вредоносные, вызывающие характерные заболевания, опасные, приводящие к травмам и повреждениям. К вредоносным относятся:

  • повышенный, пониженный уровень в рабочей зоне;
  • высокий уровень влажности и скорости движения воздуха;
  • завышенный уровень шума;
  • повышенный уровень теплового, изотропного, электромагнитного, инфракрасного излучения;
  • большая загазованность воздушной среды;
  • недостаточная освещённости, высокая концентрация пульсаций светового излучения, недостаточный уровень вентиляции помещения.

Опасные факторы подразумевают взаимодействие с движущимися машинами, механизмами, а также незащищенными подвижными частями производственного, электронного, энергетического оборудования, любые операции, выполняемые с взрывчаткой, обработкой металлов, электрическим током. Остальные группы факторов не имеют четкого разделения, поэтому зависят от конкретных условий могут быть как вредными, так и опасными:

  • Вредные химические. Обладают общетоксическим, раздражающим, сенсибилизирующим, способствующим развитию аллергических заболеваний, канцерогенным, вызывающим развитие опухолей, мутагенным, воздействующим на половую систему, характером влияния. К этой группе относятся большое количество паров и газов – бензола и толуола, окиси углерода, сернистого ангидрида, окислы азота, аэрозоли свинца, токсичные пыли, которые образуются, например, в процессе обработки бериллия, свинцовистой бронзы, латуни, агрессивных жидкостей – щелочей и кислот, повышающих азотнокислую среду рабочего пространства.
  • Вредные биологические. Оказывают бактериологическое воздействие, к которым относятся: микроорганизмы – бактериальные, вирусные клетки, грибки, макроорганизмы – представители растительного и животного мира и продукты их жизни деятельности.
  • Вредные психофизиологические. Статистические, динамические нагрузки.

1 января 1976 году к ГОСТу выпустили изменение «№1». Оно добавило новую группу факторов под названием «Нервно-психические перегрузки», к которым относятся:

  • перенапряжения головного мозга в результате умственного труда;
  • перенапряжение аналитических центров нервной и зрительно-слуховой (сенсорной) систем;
  • однообразность и монотонность рабочего процесса;
  • эмоциональный перегруз или истощение.

Взамен данному документу 1 января 2018 года был издан ГОСТ 12.0.003-2015 с лаконичной, расширенной, четкой структурой, что делает его более информативным и удобным для чтения, восприятия. Все вредные, опасные производственные факторы обладают предельно допустимым значением, которое отображено в ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ. Термины и определения» от 01.09.1982 г. – с 01.06.2016 ГОСТ 12.0.002-2014.

Перечень вредных производств

В 2014 г. правительство РФ (Российской Федерации) приняло постановление № 665, утверждающее список профессиональных областей, занятость в которых относится к вредным, тяжелым, опасным работам. На основании документа перечень вредных предприятий состоит из следующих отраслей:

  • агломерации и обогащения полезных ископаемых;
  • металлургии (черные и цветные металлы);
  • коксового, пекококсового, термоантрацитового и коксохимического производства;
  • газового и газогенераторного заводского производства и обслуживания станций, цехов по выработке газа;
  • производства динасовых изделий;
  • химического производства;
  • производства взрывоопасных, инициирующих веществ, порохов и снаряжения боеприпасов;
  • переработки нефти, газа, угля и сланца;
  • металлообработки;
  • электротехнического производства;
  • радиотехнического производства;
  • производства строительных материалов;
  • стекольного и фарфорово-фаянсового производства;
  • производства искусственных и синтетических волокон;
  • производства бумажных изделий;
  • производства медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов;
  • производства полиграфической продукции;
  • транспортировки пассажиров на подземном и наземном железнодорожном, морском виде транспорта;
  • рудоподготовки, обогащения, окускования (агломерации, брикетирования, окомкования), обжиг рудных и нерудных ископаемых;
  • углеподготовки;
  • производства огнеупоров, метизов, генераторного газа и получение газов в процессе металлургических операций;
  • обслуживания ртутных преобразовательных подстанции;
  • обслуживания электростанций, энергопоездов, паросилового хозяйства;
  • электротехнического производства и ремонта электротехнического оборудования;
  • производства электроники и радиоаппаратуры, легкой и пищевой промышленности;
  • здравоохранения и социального обеспечения;
  • строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонта зданий, сооружений и других объектов;
  • связи и телекоммуникаций;
  • агрохимического обслуживания сельского хозяйства;
  • сбора, переработки и утилизации трупов животных;
  • взаимодействия с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений и бериллием;
  • атомной энергетики и промышленности;
  • нефтеперерабатывающей и газоперерабатывающей промышленности;
  • геологических и горных работ.

Нормативно-законодательная база

Льготная пенсия по вредности в 2018 г. кроме № 400-ФЗ от 16.07.2014 г., постановления правительства РФ № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций)» обладает обширной нормативно-законодательной базой, которая состоит из следующих законодательные актов:

  • Постановление кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
  • Постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственное пособие на льготных условиях и в льготных размерах». Совместно с постановлением N 10 формирует списки профессий по вредности №1 и №2.
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». На основании этого документа собирается специальная комиссия, которая осуществляет проверку один раз каждые 5-ть календарных лет.
  • Постановление Совмина РСФСР № 381 от 04.07.91 г.

Кому положена льготная пенсия за вредные условия труда в 2018 году

На основании постановления №10, №1173 льготную пенсию по вредности в 2018 г. могут получать следующие категории граждан:

  • рабочий и линейный персонал, выполняющий обслуживание, ремонт, эксплуатацию иные операции предусмотренной рамками профессиональной области;
  • административно-технический персонал;
  • лица, входящие в состав руководства, и специалисты.

Оценка условий труда

Специальная проверка условий труда производиться на основании 8, 9, 10, 11, 12 статьи федерального закона N 426-ФЗ. Для проведения мероприятия работодателем или его представителем формируется комиссия из нечетного количества человека в среднем от 5 до 7 человек. В ее состав включаются представители комитета по охране труда и профсоюзной организации, ряд сотрудников организации.

После создания комиссии руководящим составом компании на фирменном бланке издается приказ о проведении оценки, куда вносится персональная информация, должность председателя и членов комиссии, соответствующие приказы в виде нормированного списка, наименования фирмы, ФИО руководителя организации и его подпись. На основании приказа формируется график проведения работ, где отображается порядковый номер документа, название мероприятия, срок его выполнения. Затем приказ c графиком вывешивают на информационном стенде.

Статья 14 этого же документа отображает классификацию условий трудовой деятельности, на основании, которой существуют четыре класса:

  • Оптимальные. Относятся к 1-му классу, при котором отсутствуют вредные производственные факторы или воздействие на работника находится на уровнях, установленных в нормативных гигиенических документах.
  • Допустимые. Относятся к 2-му классу, при котором существует некоторое воздействие на сотрудника со стороны вредных или опасных факторов, находящихся на уровнях, которые установлены нормативной документацией, а функции его организма, измененные воздействием, восстанавливаются на протяжении отдыха, предусмотренного регламентом, или за время до ближайшей рабочей смены.
  • Вредные. Относятся к 3-му классу, при котором вредные факторы оказывают влияние на человека, эти значения превышают нормативные показатели. Вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса:
  1. Вредные условия труда 1 степени. Незначительные изменения от воздействия вредных факторов, требующие на восстановление немного больше времени, чем до начала ближайшей смены.
  2. Вредные условия труда 2 степени. Вызывают значительные изменения в нормальном функционировании организма и становятся возможными причинами возникновения, развития легкой формы (начальной стадии) профессиональных заболеваний.
  3. Условия труда 3 степени. Источники значительных и длительных изменений, которые приводят к образованию легких и средних профессиональных заболеваний, при этом у работника наблюдается потеря работоспособности, ему нужен отпуск на время реабилитации.
  4. Условия труда 4 степени. Приводят к изменениям, дающим толчок для развития тяжелых заболеваний, при которых наблюдается потеря общей трудоспособности.
  • Экстремальные (особо опасные). Относятся к 4-му классу, при котором вредные факторы становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний в острой форме.

Списки вредных профессий для досрочного выхода на пенсию на 2018 год

Льготную пенсию по вредности в 2018 году на основании постановлений №10 и №1173, объединяющихся рамками обновленного постановления правительства РФ (Российской Федерации) №665 от 16.07.2014 г., могут граждане, которые осуществляют трудовую деятельность по одной или нескольким специальностям, формирующим списки профессиональных областей №1 и №2.

Первый список вредности в России

Перечень (сетка) №1 был сформирован на основании вредных, экстремальных производственных условиях труда, которые могу нанести серьезный или непоправимый вред организму. Льготную пенсию по вредности в 2018 г. по нему могут получить следующие граждане:

  • работники, совершающие операции, связанные с дроблением, измельчением, помолом ископаемых нерудного типа с 2-х и более процентным содержанием двуокиси кремния в пыли, которая образуется в процессе выполнения работ;
  • сварщики пластмассы, которые выполняют рабочие операции с фторопластом, находящимся в горячем состоянии;
  • ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, оперативные группы по снижению уровня радиации;
  • сотрудники здравоохранительных учреждений, которые постоянно и непосредственно работают с веществами, чья активность составляет более 0,1 мК (милликюри), например, радия 226 или эквивалента –иного химически активного компонента с аналогичной радиотоксичностью и провоцирующего облучение работников – письмо Минтруда РФ от 20.10.1992 г. N 2010-РБ;
  • врачи и лаборанты, работающие с рентгеновским и ангиографическим оборудованием;
  • сотрудники, осуществляющие транспортировку, выполняющие погрузочно-разгрузочные операции, на складских помещениях, хранилищах радиоактивных веществ;
  • линейные рабочие, производящие редкоземельные элементы, методом синтеза химических веществ;
  • линейные сотрудники и технический персонал, обслуживающий оборудование производства целлюлозы, аппаратуры, которая предназначена для регенерации сернистой кислоты, щелоков.

Список 2

Второй список вредности на производстве для пенсии обусловили допустимые и оптимальные условия труда. В него входят следующие профессии:

  • медперсонал старшего, младшего состава, вовлеченный в непосредственное обслуживание пациентов, которые находятся на лечении в инфекционном, туберкулезном отделении и лепрозории на основании указания Минсоцзащиты РФ N 1-31-У от 26.04.1993 г.;
  • врачи, средний, младший медицинский персонал, работающий в отделении химиотерапии и учреждениях подземного типа, которые располагаются в помещениях бывших шахт по добычи соли; те же сотрудники, работающие в психиатрических отделениях, при детских домах – письмо Минтруда РФ N 1910-РБ от 28.09.1992 г. и N 1062-РБ от 27.05.1992 г.;
  • младшие санитарные медсестры, которые заняты уходом за пациентами и чьим рабочим местом является флюорографический или рентгеновский кабинет; сотрудники фармацевтических компаний и медицинских учреждений, которые вовремя исполнения служебных обязанностей закрасились гепатитом С, в соответствии с письмом Минздрава РФ N 2510/8928-03-32 от 07.08.2003 г.;
  • кабельщики-спайщики, чья деятельность связана со спайкой кабелей которые обладают освинцованной, полиэтиленовой и полихлорвиниловой оболочкой;

Отдельным перечнем являются сезонные работы, список которых отображен в постановлении Совмина РСФСР № 381 от 04.07.91 г. К подобным организациям и профессиям относятся:

  • Места торфоразработок. Работники, занятные болотно-подготовительными работами, занимающиеся добычей, сушкой и уборкой торфа, технические специалисты, занимающиеся ремонтом и обслуживанием технологической аппаратуры в не производственных цехов.
  • Лесосплавные предприятия, лесозаготовки. Линейные сотрудники, отвечающие за сброс древесного материала в воду, сортировку на воде и осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы на транспортных судах, специалисты по сбору живицы, барраса и еловой серки в местности с высокой пожарной опасностью.

Условия назначения

Мужчинам, которые рассчитывают на получение льготной пенсии по вредности в 2018 г., следует убедиться, что они подходят под следующие критерии:

  • обладают непрерывным 10-ти летним стажем из списка № 1;
  • общим стажем с момента трудоустройства более 20 лет;
  • являются лицами старше 50 лет.

Термин «общий трудовой стаж» подразумевает суммирование стажа, полученного в рамках работы с вредными условиями труда, и стажа в других профессиональных областях. Только если соблюдены вышеперечисленные критерии, мужчины могут получать пособие на 10 лет раньше, при этом за ними сохраняется на продолжение трудовой деятельности до потери трудоспособности.

Женщинам, рассчитывающим на льготное пособие, следует убедиться, что они подходят под следующие критерии:

  • обладают непрерывным 7,5-летним стажем, в который включается период по уходу за ребенком (декретный отпуск) по профессии из списка № 1;
  • общий трудовой стаж свыше 15 лет;
  • являются лицами старше 45 лет.

Для граждан, которые заняты по профессиям, установленным списком № 2, используются следующие критерии:

  • непрерывный стаж для мужчин – 12,5 и 10 лет для женщин;
  • общий трудовой стаж для мужчин – 25 и 10 лет для женщин;
  • возраст 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Таблицы льготного стажа

Таблица со стажем необходим для досрочного выхода на пособие по списку №2 приведена ниже

Дополнительные требования

Для того чтобы получать льготное пособие, необходимо набрать 30 пенсионных баллов. Гражданин, обратившийся за получением пенсионного начисления, обладает неполным льготным стажем – меньше половины значений, указанных в таблицах, уменьшение пенсионного возраста производиться следующим образом:

  • вычитается по одному году в соответствии с каждым полным годом по льготному стажу – для списка №1;
  • для мужчин и женщин уменьшается на год в соответствии с двумя годами, отработанными по любой профессии из списка №2.

Взносы работодателей в ПФР за вредные и особо тяжелые условия труда

На основании закона № 400-ФЗ организация каждый месяц обязана переводить отчисления, равные 22% от суммы заработных плат сотрудников. Процентная ставка подразделяется на следующие составляющие:

  • Взнос, зачисляющийся на покрытие текущих расходов для выплаты пособий – 6%.
  • Страховая гарантия работника от лица, которого производятся отчисления – 16%. Эта составляющая подразделяется на две части: деньги, идущие на страховую – 10% и накопительную часть – 6%.

Методика носит общий характер. На законодательном уровне предусмотрены случаи досрочного выхода на пособие людей, чья профессиональная деятельность связана с опасными производствами. Для этих лиц на базе пенсионного фонда создаются специальные счета, формируемые дополнительными взносами, которые осуществляет организация наниматель.

Работодатель обязан выплачивать дополнительные страховые взносы от лица сотрудников, чьи рабочие места связаны с вредными и особо опасными условиями труда. Сумма взносов устанавливается по факту проведения специальной оценки. Если проверка не проводилась, то тариф составляет 9% для профессий, включенных в список № 1, и 6%, которые входят в список № 2.

На основании статьи 2.1 федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд России», введенного 1 января 2014 г., была проведена дифференциация дополнительных страховых взносов по классификации условий труда. В соответствии с классификацией, при осуществлении работником трудовой деятельности во вредных условиях работодатель отчисляет взносы в ПФР в размере от 2 до 7% (в зависимости от подкласса), при особо тяжелых – 8%.

Как рассчитать пенсию по вредности

Льготная пенсия по вредности в 2018 г. рассчитывается. Для расчета размера будущего начисления по списку №2 используют формулу, которая имеет следующий вид – Спск = ИПК*СПК, где:

  • СПск – страховая пенсия по старости;
  • ИПК – коэффициент пенсии, определяющийся в индивидуальном порядке;
  • СПК – стоимость 1-го пенсионного бала приходящаяся на день назначения выплаты. С 1 февраля 2018 один балл будет стоить 81,49 р. вместо 78,28 за аналогичный период текущего года.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) определяется по следующей формуле – ИПК = ИПКс+ИПКн, где:

  • ИПКс – это размер страховой части трудовой пенсии (без фиксированного базового размера) разделенный на СПК. Начисляется за время отработанное до 1.01.2017(18) г.;
  • ИПКн – это сумма СПК, которые определяются ежегодно, начиная с 1.01.2015

Пособие для профессий, относящихся к списку №1, рассчитывается по следующей формуле – СП=ИПК*СИПК*К+(ФВ*К), где:

  • СИПК – общий размер пенсии;
  • СИПК аналогично СПК;
  • К – коэффициенты премиальных начислений, зависящие от времени, на которые было отсрочено обращение за начислением пенсии.;
  • ФВ – фиксированная выплата с 1 февраля 2017г, составляющая сумму 4805,11 рублей. Как видно из формулы, все элементы, входящие в нее, умножаются, за исключение того, что произведение фиксированной выплаты и премиального коэффициента прибавляется к общему произведению остальных составляющих.

На практике существует тесная взаимосвязь индивидуального коэффициента с заработной платой, поэтому ИПК рассчитывается по следующей формуле – ИПК=СВ/СВмакс*10, где:

  • СВ – сумма страховых взносов перечисленных работодателем в течение года;
  • 16% от максимальной базы для начисления взносов, которая меняется ежегодно.

Доплата

Льготная пенсия по вредности в 2018 году сопровождается доплатой, присваивающейся в соответствии со статьей 219 ТК (трудового кодекса) РФ и являющейся гарантированной для сотрудников, которые непосредственно вовлечены в рабочие процессы, связанные с вредными и опасными факторами, где их влияние на организм неизбежно. Вид и размер компенсационных сумм определяется на усмотрение работодателем на основании норм, прописанных в ТК РФ. Как правило, размер доплаты составляет более 4% от заработной платы работников занятых в трудовых операция при нормальных условиях.

Порядок оформления в 2018 году

Для того чтобы получить досрочные начисления на основании льготного обеспечения, гражданин может лично посетить отделение пенсионного фонда (ПФР) по месту регистрации, в МФЦ (многофункциональный центр) и заполнить заявление. При невозможности личного посещения получатель пишет доверенность на одного из членов семьи, где указывает его права в рамках этого документа. Доверенность считается действующей только после заверения у нотариуса или юриста.

Для экономии времени можно скачать шаблон заявления из интернета, заполнить на компьютере, подавать его в электронном виде через «личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР или переслать заказным письмом по почте. Используя данный вариант, следует помнить, что решение по обращению будет приниматься только с того момента как оно будет получено сотрудниками организации.

Куда обращаться­

Заявление на оформление пособий в связи с наступлением соответствующего возраста подает каждый из сотрудников в индивидуальном порядке. При этом он собирает полный пакет необходимых документов, который подтверждает наличие вредного и общего трудового стажа. С этим помогают представители отдела по подбору персонала, которые при подаче заявления (не позднее, чем за месяц до наступления пенсионного возраста) предоставляют необходимые справки и выписки из архивов.

Кроме того, нужно подготовить другие финансовые документы, справки, принимающиеся сотрудниками пенсионного фонда на основании, которых производится расчет сумм, предназначенных для ежемесячного начисления. Соответствующая документация предоставляется сотрудникам пенсионного фонда за 2-3 месяца до наступления права на получение пособия.

Какие документы необходимы

Сотрудники пенсионного фонда принимают, оформляют заявление на получение льготного пособия при наличии пакета состоящего из следующих документов:

  • паспорта персонифицирующего личность;
  • СНИЛСа – свидетельства обязательного пенсионного страхования;
  • документов, которые подтверждают то, что претендент обладает правом на получение досрочного пенсионного страхового обеспечения: трудовая книжка, справки, которые уточняют особые условия труда на рабочем месте, выдающиеся работодателем, карточки, учитывающие фактически отработанное время;
  • дополнительного комплекта документов: архивных справок, трудового договора, военного билета, если лицо претендующие на получение пенсии является военнообязанным (справок подтверждающих выслугу лет), документа об образовании, свидетельства о рождении детей, при их наличии, справки о наличии группы по инвалидности.

Если документы были предоставлены в полном объеме, то они подлежат рассмотрению в течение 10 дней с момента предъявления сотруднику пенсионный фонд. Стандартный срок, оформляющейся льготной пенсии по вредности в 2018 году составляет от 1 до 3 месяцев. При этом следует учитывать, что во время этого временного отрезка может поступить отказ на предоставление досрочного начисления пособий.

Индексация льготных пенсий за вредные условия труда в 2018 году

Льготная пенсия по вредности в 2018 г. индексируется государством путем повышения уровня инфляции. Необходимость перерасчета начисляемых пенсионных выплат возникает в связи с тем, что законодательные акты, регулирующие размеры, условия, иные аспекты предоставления льготных пособий постоянно дополняются новой информацией, которая требует актуализации текущей обстановки. На данный момент информация касательно увеличения льготных выплат отсутствует.

Правила и сроки выплаты

Льготная пенсия по вредности в 2018 г. начисляется с начала каждого календарного месяца. Выбор способа начисления пособия остается за гражданином. Он может получать денежные средства через почтовое отделение, на расчетный счет в банке, на дом из некоторых кредитных организаций которые предоставляют услуги по доставки пособий. Список этих организаций можно уточнить в пенсионном фонде.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

В продолжение темы предоставления , мы решили более подробно остановиться на системе страховых взносов в ПФР. Опираясь на материал к.т.н. Липина А.В. для книги «Специальная оценка условий труда в системе трудовых отношений», мы постарались охватить процесс реформирования пенсионной системы, начиная с 2013 года.

Причины введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР

  • Введение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилось вынужденной мерой, обусловленной необходимостью снижения дефицита ПФР, обусловленной сложившейся демографической ситуацией в Российской Федерации, когда наблюдается рост количества населения пенсионного возраста при одновременном сокращении количества трудоспособного населения, которое в результате трудовой деятельности обеспечивает наполнение ПФР. Следует отметить, что такая ситуация типична для большинства европейских стран, однако их экономическая ситуация является более благоприятной.
  • Причиной введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилась также потребность поддержания необходимого уровня пенсионного обеспечения, размеры которого должны индексироваться с учетом инфляции и обеспечить необходимую социальную защиту граждан пенсионного возраста, что в условиях дефицита ПФР становится весьма сложной задачей.
  • Дополнительным стимулом решения данной задачи явилось наличие значительного количества работников, профессии, которых включены в соответствующие Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, а также категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение при условии выполнения предусмотренных законодательством видов работ в течение установленного промежутка времени – «льготного» стажа. При этом Списки № 1 и 2 предусматривают наличие у перечисленных в них профессий и должностей работников различных производств и видов работ во вредных условий труда* при полном отсутствии в этих Списках механизма влияния работодателя на эти условия, вследствие чего издержки вредных производств по существу перекладываются с работодателя на Пенсионный фонд Российской Федерации, который обеспечивает оплату досрочного пенсионного обеспечения работникам, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2. Все это приводило и приводит к дополнительным расходам Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий таким категориям работников в период дожития с момента их выхода на досрочную пенсию до предусмотренного законодательством официального возраста выхода на пенсию.

Первый этап реформирования пенсионной системы

Преодоление этой негативной тенденции стало первоочередной задачей Стратегии реформирования пенсионной системы. И первым ее этапом стало принятие Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым, начиная с 1 января 2013 г., были установлены для работодателей дополнительные тарифы ежегодных страховых взносов в ПФР. В отношении рабочих мест работников, профессии и должности которых работ включены в Списки № 1 и 2 (Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости), а также видов работ, выполнение которых в течение «льготного» стажа дает право на досрочное пенсионное обеспечение (ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Указанное требование на другие категории работников не распространяется.

Итак, с 1 января 2013 г. работодатели, у которых имеются рабочие места, на которых заняты работники, профессии которых включены в Списки № 1 и 2, а также перечисленные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» должны были ежегодно выплачивать в отношении указанных работников дополнительные страховые взносы в ПФР в следующих размерах:
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 4 %, на 2014 г. — 6 %, на 2015 г. и далее — 9 %;
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 2 %, на 2014 г. — 4 %, на 2015 г. и далее — 6 %.
Еще одной заслуживающей внимание особенностью поправок, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», явилось законодательное закрепление возможности освобождения работодателей от указанных дополнительных страховых взносов по результатам СОУТ.

Следующий этап реформирования пенсионной системы.

В дальнейшем указанный механизм стимулирования был в полной мере реализован в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ путем внесения поправок в статью 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», предусматривающих введение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам СОУТ на рабочих местах, на которых заняты работники в профессиях (должностях) и на производствах, занятие которых дает в соответствии с законодательством право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно этим поправкам ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР не начисляется, если на указанных выше рабочих местах по результатам СОУТ установлены оптимальные или допустимые условия труда. Тем самым реализована возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов, ранее прописанная Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Для остальных рабочих мест, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, на которых класс (подкласс) условий труда по результатам оценки условий труда определен как вредный или опасный, установлен тариф дополнительных страховых взносов в ПФР в следующем размере: для класса (подкласса) условий труда 3.1 (вредный 1-й степени) – 2%, для класса (подкласса) условий труда 3.2 (вредный 2-й степени) – 4%, для класса (подкласса) условий труда 3.3 (вредный 3-й степени) – 6%, для класса (подкласса) условий труда 3.4 (вредный 4-й степени) – 7%, для класса (подкласса) условий труда 4 (опасный) – 8%.
При этом данная норма распространяется на всех работников, занятых на таких рабочих местах. При исчислении страхового стажа должны учитываться требования постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанные поправки, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ обеспечили законодательное оформление механизма экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах. С учетом этого, переходные положения, установленные ч. 5 ст.15 Федерального закона, разрешают применение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, определенного как по результатам СОУТ, так и по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, но только при условии установления на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда.
Для рассматриваемых рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, освобождение от уплаты ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР законодательством не предусмотрено, в связи с чем до проведения на этих рабочих местах СОУТ работодатель продолжает выплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР в размерах, установленных с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»:
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.на 2015 г. и далее – 9 %;
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ на 2015 г. и далее – 6%.
Для рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведения СОУТ, дополнительный страховой взнос в ПФР не устанавливается. Таким образом, для работодателя сформирован дополнительный экономический стимул к проведению СОУТ и улучшению условий труда на находящихся в его ведении рабочих местах.

Страховые взносы в ПФР и переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда

Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Из этого следует, что работникам, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение, в стаж, выработка которого обеспечивает реализацию данного права, с 1 января 2013 г. включаются периоды работы, за которые работодатель уплатил ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР, размер которого определяется в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах указанной категории работников.

При этом данным категориям работников в стаж засчитываются только периоды работы во вредных (опасных) условиях труда, определенных по результатам специальной оценки условий труда или проведенной
до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда. В этом случае работодатель выплачивает дополнительный страховой взнос в ПФР в размере, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ и соответствующему определенному по результатам специальной оценки условий труда или по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда классу (подклассу) условий труда на рабочих местах таких работников.
Если по результатам проведения до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда условия труда на рабочих местах работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, признаны оптимальными или допустимыми, то в этом случае до определения по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда на этих рабочих местах, занятым на них работникам период работы с 1 января 2013 г. до вступления в силу результатов специальной оценки условий труда засчитывается в стаж, обеспечивающий реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение, при условии уплаты работодателем ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР в размере, установленном статьей 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда на рабочих местах работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, признаны оптимальными или допустимыми, то в этом случае периоды работы в таких условиях в стаж работы, обеспечивающий реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение, не включаются. Однако это не препятствует реализации работником самого права на досрочное пенсионное обеспечение, если в дальнейшем он продолжит свою работу на рабочих местах, условия труда на которых признаны вредными или опасными.
Таким образом, реализация положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ не только обеспечивает сохранение гарантий досрочного пенсионного обеспечения имеющим на это право работникам, но и обеспечивает дополнительное стимулирование работодателя к проведению специальной оценки условий труда и улучшению условий труда на рабочих местах.