Все о тюнинге авто

Исследовательская работа эколого-краеведческий путеводитель по населенному пункту поселку юловскому. Взаимодействие с родителями в рамках проекта «Детский эколого- краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной Участие родителей в реализации проект

Организация: МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад №3»

Населенный пункт: Пермский край, с. Карагай

Проблема взаимодействия с семьей становится особо актуальной на современном этапе. Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверия. Это требует от педагогов построения нового содержания и форм взаимодействия с детьми и родителями. Так появилась идея создания эколого-краеведческого календаря «Люби и знай свой край родной» на 2018 год, разработанного на региональном содержании.

Большую роль играет в эколого-краеведческом образовании изучение народного календаря во все времена года, привязанного к данной местности и данным природным и погодным условиям. Разработанный педагогический проект «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной» для детей 5-6 лет по обогащению социокультурного опыта дошкольника в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) построен на народном календаре, годичном цикле труда русского народа. Народный календарь из поколения в поколение передавал народные знания о природе. Календарь дает ребенку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного края. Все, что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные – тесно связаны между собой и человеком. Это большой дом, в котором мы живем и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Цели и задачи проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Цель: Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности ДОУ, оказание им помощи в нравственно-патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

  • обогащать практический опыт родителей способами и методами активного взаимодействия с детьми дошкольного возраста;
  • содействовать формированию и поддержке у родителей позиции субъектности (собственной активности) как основного механизма воспитания и развития ребенка;
  • поддержать образовательные инициативы родителей как первых и основных воспитателей детей в развитии собственной психологической и педагогической компетентности;
  • содействовать развитию культуры детско-родительских отношений и партнерских отношений семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Проект реализуется в течение 2018 года в несколько этапов:

1 этап – организационный (знакомство родителей с положением о реализации проекта);

2 этап – основной (реализация проекта);

3 этап – рефлексивный (обобщение результатов, проведение итогового мероприятия «Круглый год к нам праздник идет»)

Участники проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Участниками проекта являются воспитанники, педагоги и родители воспитанников, также ими могут стать другие члены семей воспитанников детского сада и их заинтересованные друзья и партнеры.

Порядок реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Календарь располагается в приемной и включает: двустороннюю обложку, содержащую краткую аннотацию; общие рекомендации по использованию календаря с указанием возраста; описание системы используемых в календаре условных обозначений; описание 3 разделов календаря (каждый из которых рассчитан на 12 месяцев календарного года).

Календарь составлен и структурно оформлен по определенным разделам:

Раздел «О чем расскажет календарь» («календарная сетка» 12 месяцев 2018 года, с выделением конкретных дат/событий на основе народного календаря):

  • На 12 страницах раздела календаря представлена «календарная сетка» (365 дней 2018 года) в хронологической последовательности;
  • в календарной сетке цветом выделены даты/события, места (и объекты), туристические маршруты для детей, являющимися значимыми в соответствии с тематикой календаря (например в марте цветом выделены в календаре народные праздники: Василий-капельник (15 марта), Герасим-грачевник (17 марта), Сороки (22 марта).

Раздел «Интересные даты, события, места и объекты Карагайского района» (краткое описание выделенного содержания 12 месяцев 2018 года): на 12 страницах раздела Календаря (в каждом месяце) представлено краткое описание содержание выделенных дат, событий, мест и объектов, детских туристических маршрутов. Содержание описания понятно для всех участников образовательных отношений (дети и родители) в соответствии с их возрастными возможностями, отвечает требованиям логической последовательности изложения материала. Описание имеет иллюстративное сопровождение в виде рисунков, фото, соответствующих требованиям логической последовательности изложения материала.

Раздел «Путеводитель ВМЕСТЕ» (описание способов и форм совместного взаимодействия воспитывающих взрослых, и детей). Данный раздел состоит из двух взаимосвязанных частей: одна – предлагаемая детским садом для детей и родителей; вторая – проектируемая семьями воспитанников в логике интересных дат, событий, мест и объектов Карагайского района, праздничных традиций и креативных предложений.

Информационная часть календаря для родителей разрабатывается педагогами с учетом народного календаря и включает в себя следующие блоки:

«Маршрут выходного дня» – В этом разделе мы предлагаем посетить красивые места Карагайского района (ботанические памятники природы регионального значения «Боронятский бор», «Зюкайский обрыв», природный ботанический резерват «Карагайский лес», историко-природный комплекс «Графский бор», и Пермского края (архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Хохловка»), побывать на экскурсиях.

«Бабушкин сундучок» – Во время народных праздников наши предки готовили куклы-обереги. В «бабушкином сундучке» представлены технологические карты изготовления обрядовых кукол-оберегов. Эти куклы имели большое значение для наших предков, являлись частью культуры всего человечества. Как и любое действо, изготовление календарных народных кукол часто опиралось на различного рода важные даты (к зимним праздникам - кукла «Коляда», перед Троицей – кукла «Кукушка», на Покров - кукла «Десятиручка», и т.д.).

«Экспериментирование» – в этом разделе описаны опыты и эксперименты, которые можно легко и безопасно организовать дома («Выявление механизма образования инея», «Сделаем радугу в домашних условиях», «Растения пьют воду» и т.д.). Ребенку интересно исследовать мир, быть первооткрывателем. Он познает новое в знакомом и удивляется неизведанному. Так начинается экспериментирование.

«Развивалочка» – в данном разделе мы предлагаем вместе с детьми выполнить разные игровые задания и упражнения («Найди предметы на картинке», «Какая птичка улетела из домика?», «Назови живые и неживые предметы», «Что растет на дереве? и др.)

«Мастерилочка» – В этом разделе вам предлагается смастерить поделки, которые будут долго напоминать ребенку о прошедших праздниках (в канун праздника Зиновий-синичник» (12 ноября) предлагается смастерить с детьми кормушки для птиц, в праздник Спиридона-солнцеворота (25 декабря) – солнце).

«Семейные традиции» – из поколения в поколение передавались семейные традиции, потому что ничто так не сплачивает семью как традиции, которые являются определенными правилами поведения. Они помогают человеку быть понятым, проявлять заботу о других людях. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Традиции русского народа очень богаты и о некоторых из них рассказывает календарь: во время святок можно нарядиться в необычные костюмы, разучить с детьми колядки и сходить в гости к друзьям и знакомым, отмечать Масленицу с играми и блинами – замечательная семейная традиция, а в праздник Сороки можно испечь булочки в виде птиц «жаворонков» и т.д.

Вторая часть календаря – вариативная, ее заполняют родители. За основу взяты сезонные, народные, всемирные, всероссийские государственные, районные праздники. Данная часть календаря содержит рубрики: «Любопытно…» (информация об истории и атрибутах народных праздников, стихи местных поэтов о природе родного края), «Есть идея!» (креативные идеи проведения праздника в семье), «Добро пожаловать» (желающие родители приходят в группу, рассказывают о праздниках, становятся участниками творческой мастерской, организатором викторины и других видов совместной деятельности), «Вместе интересно!» (родители делятся опытом организации семейного выходного: семейные чтения, прогулки на природу и по улицам родного села, экскурсии в музей и др.). Также во второй части календаря педагоги размещают анонсы совместных мероприятий детского сада и семьи (в соответствии с планом взаимодействия: собрания, праздники, соревнования, концерты, выставки, экскурсии и пр.), а также рекомендации для их подготовки.

По итогам реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной» будут организованы мероприятия по рефлексии полученного опыта и определению дальнейших перспектив развития в следующих формах:

  • анкетирование всех участников проекта;
  • круглый стол;
  • итоговое познавательно-развлекательное мероприятие для детей и родителей «Круглый год к нам праздник идет».

Для поддержки активных участников проекта педагогами группы предусматриваются поощрения в виде Благодарственных писем.

Критериями результативности данного проекта является создание качественно новых отношений между родителями, детьми и педагогами:

  • повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения, раскрытие их творческого потенциала через активное участие в мероприятиях, проявление инициативы в организации и проведении мероприятий для детей;
  • повышение уровня и качества родительского общения через постоянный обмен опытом семейного воспитания с помощью рубрик календаря «Вместе интересно» и «Есть идея!»;
  • повышение уровня личного общения семей через организацию семейных прогулок и туристических походов.

Литература:

  1. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., изд. «Сфера», 2017.
  2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников:/Николаева С.Р. и др. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.
  3. Сайт Карагайской межпоселенческой библиотеки – karalib.permculture.ru
  4. Сборник статей научно-практической конференции «Праздничная культура народов Прикамья». – Редакционно-издательский отдел МБУК «Карагайский краеведческий музей», 2016 г.

Все публикации Дошкольное образование Начальное образование Основное общее образование Среднее (полное) образование Среднее (проф.) образование Высшее образование Дополнительное образование

Автор публикации: Береснева Наталья Владимировна

Эколого - краеведческий календарь "По дорожкам с Единорожкой"


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39» муниципального образования «Лысьвенский городской округ» (МАДОУ «Детский сад № 39» МО «ЛГО»)Эколого – краеведческий календарьБереснева Наталья ВладимировнавоспитательВ 2017 году педагогами нашего детского сада был разработан эколого - краеведческий календарь «По городским дорожкам с Единорожкой» на 2018 год. Единорожка – это младшая дочь Единорога, который является символом нашего города. Вместе с Единорожкой мы знакомимся с историей и природными особенностями нашего города. Каждая страница в календаре хорошая помощь педагогам и родителям в экологическом образовании детей.Цель календаря данного календаря заключается в том, чтобы не только давать знания о природе, сезонных изменениях, но и развивать познавательный интерес к городу и его округу.Правила работы с нашим календарем очень простые. Календарь условно поделен на четыре эколога - краеведческие темы:Зимующие птицы (январь - март)Зеленый город: парки, скверы, цветники (апрель - май)Водоемы города (июнь - август)Подземная кладовая (сентябрь – октябрь) На каждой странице месяца есть повторяющиеся разделы и задания:- календарь погоды заполняется вместе с ребенком (условными обозначениями);- рубрики « Смотрим, слушаем, говорим», «Познаем и играем» - это подобранные рекомендации специалистов: картины местных художников, небольшие задания, экологические сказки и задачи.- Красная книга нашего края, экологический словарь и краеведческий материал. Календарь расскажет о трудностях, которые переживают птицы зимой, о настоящей гордости нашего города – водоемах, парках, а также о полезных ископаемых и самоцветах нашего округа. Календарь этот не простой, это календарь – клуб! Все, кто начнет домашнее экологическое образование, станут полноправными членами клуба «Единорожки».Каждые три месяца будут подводиться итоги, будем делиться впечатлениями и фотографиями. После каждой календарной темы – подарок детям (раскраски с заданиями и играми). Так же календарь можно будет использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, знакомство с лексическими темами. Важно вызвать у детей положительное отношение к предметам и явлениям природы.Календарь природы подразумевает работу с родителями – это совместное выполнение заданий, семейные экскурсии в соответствии с маршрутом календаря, итоговые экологические праздники.С помощью календаря природы дети научатся наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года знакомится с природой родного края, а также с помощью заданий усваивать то, что происходит в растительном, животном мире, в деятельности человека. По результатам работы календаря, дети в конце года, научатся заполнять календарь погоды (условными обозначениями), расширят представления о природе городского округа, обогатятся положительными эмоциями во время выполнения семейных заданий. ЛитератураНиколаева С.Н. «Методика экологического образования дошкольников», 2-е изд. М. Академия, 2005Журнал «Обруч» №1, 2002, с.48

Елена Тыняная

В январе мы начали работу над новым проектом "Экологический календарь". Меня давно посещала идея создания с детьми какого-то тематического календаря и вот решили в свете актуальности темы остановить свой выбор на календаре экологических праздников. И сразу окунулись в массу интереснейшей информации. Какие же удивительные праздники мы пропускали! С этого года начинаем исправляться: и уже в январе мы с детьми отметили две чудесных даты, о которых раньше и не подозревали: День заповедников и Всемирный день снега.

Позвольте предложить Вашему вниманию некоторые наши разработки по проекту.

Проект «Экологический календарь»

Тип: информационно-социальный

групповой,

долгосрочный

Цель:

Формирование экологического сознания и экологической культуры старших дошкольников.

Задачи:

1. Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей

2. Расширение и систематизация представлений об экосистемной организации природы Земли;

3. Развитие познавательных умений и интереса детей.

4. Содействие в формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Ожидаемые результаты:

* Повышение уровня экологической культуры детей и родителей.

* Сформированная система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания

* Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает настенный календарь экологических праздников.

Этапы проекта:

Подготовительный Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Разработка темы проекта, целей, задач.

Анализ и обобщение имеющегося в группе опыта работы по теме: изучение альбомов по проектам группы с частью экологического «Солнышко»: «Люблю березку русскую», «Мы живем в России»

Изучение экологических праздников на 2017 год. Подбор информации по теме проекта в энциклопедиях, журналах, книгах, интернете.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. Консультация для родителей «Экологическое воспитание ребенка: познавательно, интересно, значимо»

Аналитический Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Перспективно-тематический план: Первое полугодие:

1 страница календаря: Январь. 11 января День заповедников; 29 января (последнее воскресенье) – Всемирный день снега.

2 страница: Февраль. 2 февраля Всемирный день водно-болотных угодий; 19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита); 27 февраля Международный день полярного медведя.

3 страница: Март. 1 марта Всемирный День кошек; 3 марта Всемирный день дикой природы; 20 марта День Земли; 21 марта Международный День леса; 22 марта Всемирный День Воды; 25 марта Час Земли (Глобальная ежегодная международная акция, организованная Всемирным фондом дикой природы (WWF,

4 страница: Апрель. 1 Апреля Международный День птиц; 7 апреля Всемирный день охраны здоровья; 15 апреля день экологических знаний; 19 апреля – День подснежника; 22 апреля Международный день Матери-Земли

5 страница: 3 мая Всемирный День солнца; 23 мая Всемирный день черепахи; 24 мая Европейский день парков; 31 мая Всемирный день без табака.

Второе полугодие:

6 страница: Сентябрь 10 сентября (второе воскресенье)Всемирный день журавля; 15 сентября Российский День леса; 17 сентября 2017 – День работников Леса; 21 сентября Международная ночь летучих мышей; 27 сентября – Международный день кроликов

Организационный Подбор материала. Пополнение экологического центра творческой материалами по теме.

Практический Реализация проекта в образовательную практику: работа с детьми и родителями по плану проекта. Проведение запланированных мероприятий: беседы, дидактические игры, викторины, исседовательская деятельность, экспериментирование, рассматривание энциклопедий и другой литературы по темам проекта, творческая изобразительная деятельность, поиск материалов дома в разных источниках, изготовление «Красной книги природы Ленинградской области», макетов природных зон, изготовление лэпбуков, с-р, творческие и режиссерские игры.

Заключительный:

презентационный Публичное представление продукта совместной деятельности: настенного экологического календаря группы. Итоговые мероприятия: экологический квест- мероприятие с родителями «Зеленая планета», просмотр презентации.

Извините, текст без рамок таблицы получился немного путанным.

Наш календарь сделан по принципу обратного отрывного календаря: если в отрывном календаре мы постепенно отрываем странички, то мы поэтпано приклеиваем сверху последующие месяцы. И он получается обратныей накопительный.

Первый праздник - День Заповедников в России мы провели в интересном знакомстве с заповедниками, их назначением и обитателями. Потом оформили стенгазету рядом с нашим календарем и своими руками сделали мини-заповедник с которым потом играли.





А вот Всемирный день снега так, как запланировали провести не смогли: хотели устроить игры со снегом и сделать разные постройки, но всю неделю снег так и не пошел. Но зато мы поиграли в интересную мультимедийную игру, которую я сделала на сравнение льда и снега, но к сожалению, она не загружается. Желающие, как всегда, могут обращаться на электронную почту. Спасибо, что заглянули в гости!

Школьная линейка на тему «Экологический календарь»

1 слайд Мы речь свою поведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом -

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

2 слайд Считается, что жизнь на Земле существует примерно 5 миллиардов лет

3 слайд и нет никаких оснований опасаться, что она не просуществует, по крайней мере, еще столько же, если мы сами не уничтожим ее.

4 слайд Проблема взаимодействия человека с природой – вечная и одновременно современная.

5 слайд Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим.

6 слайд Новые технические изобретения конца XIX – начала XX века, успехи химической, сталелитейной, машиностроительной промышленности, привели к существенным изменениям мироощущения человека, приоритетов ценностей. Возник взгляд на природу, которая рассматривается как мастерская, в которой действует человек.

7 слайд На этой почве возник и лозунг: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!» Однако грубое потребительское отношение человека к природе привело к губительным результатам.

8 слайд Во второй половине XX века человечество становится свидетелем истощения ресурсов полезных ископаемых, исчезновения многих видов животных и растений, катастрофического загрязнения воды и атмосферы.

9 слайд Под влиянием производственной деятельности человека в опасном направлении меняется климат Земли, а возникшие в атмосфере «озоновые дыры» открывают путь на Землю страшным для любой жизни излучениям из космоса.

10 слайд

11 слайд Активное движение в защиту окружающей среды началось в 60-е годы прошлого столетия. В 1962 году вышла в свет книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна». Она обратила внимание читателей на непоправимый вред, который наносит окружающей среде нерациональное применение пестицидов.

12 слайд Позднее по решению ООН день 22 апреля с 1970 года был объявлен Всемирным днем Земли. Инициатива ООН объединила людей искренне обеспокоенных будущим нашей планеты. В настоящее время существует много организаций, движений, обществ занимающиеся природоохранной деятельностью. Вот некоторые из них.

13 слайд Всемирный фонд дикой природы был создан 11 сентября 1961 года в швейцарском городке с целью сохранения биологического разнообразия на земле. Созданный содружеством крупных бизнесменов, ученых и правительственных лидеров, при поддержке принца Бернарда Нидерландского и герцога Эдинбургского фонд превратился во влиятельную и независимую международную организацию объединяющую около 5 миллионов постоянных сторонников и работающую более чем в 100 странах. В 1994 году открылось Российское Представительство Всемирного фонда дикой природы.

14 слайд Гри́нпис с английского «зелёный мир» - международная общественная природоохранная организация , основанная в городе Ванкувер 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом . Основная цель «Гринпис» - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания

общественности и властей. «Гринпис» известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам.

15 слайд Движение «Зеленые» возникло в начале 70-х годов в Западной Европе и выступает против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики. «Российская экологическая партия «Зеленые» - проводит активную работу по международной консолидации экологической общественности.

16 слайд Беллона - международное экологическое объединение, основная цель которого - борьба с разрушением окружающей среды, с угрозами для здоровья человека, вызываемыми загрязнениями, и негативными экологическими последствиями. В конце 80-х годов 20 века Беллона получила широкую известность благодаря зрелищным акциям, организованным против ряда промышленных компаний, на совести которых были серьёзные экологические нарушения.

17 слайд Международный союз охраны природы международная некоммерческая организация, занимающаяся освещением проблем сохранения биоразнообразия планеты, имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН . Миссия состоит в том, чтобы влиять, поощрять и помогать обществам во всем мире сохранять целостность и разнообразие природы и гарантировать, что любое использование природных ресурсов равноправно и экологически жизнеспособно.

18 слайд Межрегиональная экологическая общественная организация Зелёный крест основное внимание сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня.

19 слайд В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

20 слайд Это значит, что наше государство берет на себя заботу об улучшении состояния окружающей среды, что природоохранительная и природовосстановительная деятельность является обязанностью государственных органов. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Владимир Путин подписал Указ провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды.

21 слайд В настоящее время существует много экологических праздников и памятных дат, составляющих экологический календарь, с которым мы хотим вас познакомить.

22 слайд Очень насыщен разными экологическими датами сентябрь. Наиболее значимые из них: Акция «Очистим планету от мусора», Дни рождения Всемирного фонда дикой природы и Гринпис, Российский день леса, День прекращения огня и отказа от насилия.

23 слайд 2 октября отмечается День детского здоровья, Четвертого - Всемирный День защиты животных, 6 октября - Всемирный день охраны мест обитания.

26 слайд В феврале отмечают Всемирный день защиты морских млекопитающих и полярного медведя.

27 слайд В марте Международный день леса,День защиты Земли.

28 слайд Так же очень насыщен экологическими праздниками апрель

15 апреля и 5 июня - Общероссийский дни защиты окружающей среды от экологической опасности, 15 апреля - День экологических знаний

29 слайд В мае один из дней посвящен посадке леса

30 слайд Июнь 1 июня - Всемирный день защиты детей,5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды, 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией

31 слайд

32 слайд

33 слайд Мы уже отмечали, что согласно одной из статей Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду В той же Конституции Статья 58 определяет обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

34 слайд В настоящее время каждый человек, не зависимо от его возраста, специальности, должен быть экологически образован, уметь оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с окружающей средой. Задача каждого из нас вносить посильный вклад в дело охраны природы.

35 слайд Китайская мудрость гласит: «Путешествие в тысячу миль всегда начинается с одного единственного шага». Давайте каждый из нас сделает этот шаг.

Ход беседы.

Связь каждого из нас с природой глубока и многообразна. Являясь живым существом, человек в развитии всего организма, в его строении и функционировании сохраняет много общего с животными. Ученые, врачи, исследуя организм высокоразвитых животных, черпают знания и о человеке; на животных испытываются новые методы лечения, новые лекарства, которые затем применяются и к людям. Таким образом, можно говорить о человеке, как части живой природы. В то же время человек живет в природной среде, создающей естественные условия его существования. Мы дышим воздухом, пьем воду, греемся на солнце, едим земные плоды, слой атмосферы защищает нас от смертоносных космических лучей. Стоит нарушиться хотя бы одному из указанных условий, и встает вопрос о самом существовании человека.

Новые технические изобретения конца XIX – начала XX века, успехи химической, сталелитейной, машиностроительной промышленности – все это привело к существенным изменениям мироощущения человека, приоритетов ценностей. Возникает технократический взгляд на мир, на природу, которая теперь рассматривается лишь как мастерская, в которой действует человек.

На этой почве возник и лозунг: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!»

Однако грубое потребительское отношение человека к природе привело к губительным результатам. Во второй половине XX века человечество становится свидетелем истощения ресурсов полезных ископаемых, исчезновения многих видов животных и растений, катастрофического загрязнения воды и атмосферы. Под влиянием производственной деятельности человека в опасном направлении меняется климат Земли, а возникшие в атмосфере «озоновые дыры» открывают путь на Землю страшным для любой жизни излучениям из космоса.

Человек своим бездумным «хозяйствованием» нарушил равновесие в природе, природа оказалась уже не в силах самостоятельно залечить нанесенные ей раны – многие негативные процессы приняли необратимый характер.

Активное движение в защиту окружающей среды началось в 60-е годы. В 1962 году вышла в свет книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна». Она обратила внимание читателей на непоправимый вред, который наносит окружающей среде нерациональное применение пестицидов. Позднее по решению ООН день 22 апреля с 1970 года был объявлен Всемирным днем Земли. Инициатива ООН объединила людей искренне обеспокоенных будущим нашей планеты.

В Конституции РФ, принятой в 1993 году, записано, что каждый гражданин России «…имеет право на благоприятную окружающую среду» (из ст.42). Это значит, что наше государство берет на себя заботу об улучшении состояния окружающей среды, что природоохранительная и природовосстановительная деятельность является обязанностью государственных органов.

В то же время в Конституции РФ определена обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (из ст. 58).

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он может реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже много чего начато, то в отношении экологической культуры мало что предпринято. «Экологическая культура» – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии, т.е.:

1) иметь правильное определение и характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;

2) знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как Вернадский В.И.. Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;

3) знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;

4) знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия; природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д. и т.п.; местные, охраняемые природные объекты; животных местной фауны; местных птиц; виды рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, т.е. уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. должно быть экологически оправданным и целесообразным.

Поведение экологически культурной личности включает соблюдение параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Экологически культурная личность при познании природы и в общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и другие) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Говорят, что коренного петербуржца можно узнать по тому, что даже идя по замусоренной улице города, он несет в руке бумажку, чтобы бросить ее в урну.

Так что же такое наука «экология»?

Экология (от греч. Экос – дом, жилище, местопребывание и логос – наука) – наука об отношении живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» был предложен в 1866 году Э.Геккелем.

С середины 20 века в связи с усилением воздействия человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» - более широкий смысл.

С 70-х годов 20 века складывается экология человека или социальная экология, изучение закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты, например, экология города, техническая экология, экологическая этика и другое. В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественных политических движений «зеленых», выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий НТП.

Организации, движения и общества, занимающиеся природоохранной деятельностью.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) . Основан в 1960 году. Действует более чем в 90 странах, ежегодно выполняя около 1200 проектов. Фонд начал свою работу с программы по сохранению уникальной природы Голопагосских островов, сохранению носорогов на острове Ява, созданию заповедника Кото Доньяна – важнейшего места отдыха мигрирующих птиц и одного из последних убежищ редкой иберийской рыси.

В 1970-х годах WWF создал CITES – Конвенцию по международной торговле редкими и исчезающими видами флоры и фауны и программу TRAFFIC, играющей важную роль в сокращении нелегальной торговли продуктами дикой природы. Провел операцию «Тигр» в Индии по спасению редких хищников, которых осталось около 2 тысяч. Благодаря программам численность животных возросла до 3 тысяч и стабилизировалась.

В 1980-х годах – поддержал проекты правительства Китая по сохранению большой панды.

В 1994 году открыл Российское представительство. За 7 лет WWF в России осуществил более 100 проектов в 35 регионах России, вложив в сохранение природы около 20 миллионов долларов США. В 1996 году WWF выступил с идеей подарков Земле – вкладов, которые могут внести правительства стран или отдельные компании в сохранении природы нашей планеты.

Основные программы WWF.

  1. Лесная. Человек уничтожил около половины лесов земного шара, и к сожалению, варварское потребление «легких планеты» продолжается. В 1996 году WWF начал глобальную программу «Леса ради жизни» для сохранения, восстановления и разумного использования лесов.
  2. Морская. Россия богата необъятными морскими просторами, однако сегодня 13 наших морей переживают невиданное прежде давление человеческой деятельности. WWF подготовил первую в России Морскую стратегию для Дальнего Востока – региона, где еще не поздно спасти значительную часть морских экосистем.
  3. Климатическая. Изменение климата наносит все больший урон экосистемам. Планета сегодня «теплеет» быстрее, чем когда-либо за последние 10 тысяч лет. Главную роль в этом играют выбросы парниковых газов, образующиеся при сжигании угля, нефти и газа.
  4. Сохранение редких видов . Особое внимание WWF уделяет охране редких и исчезающих видов России. Это амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, зубр, выхухоль, белый журавль – стерх, дальневосточный белый аист и другие животные.

В рамках международной программы «Живая планета» специалисты WWF выделили более 200 экологических регионов Земли – «Global 200», в которых сосредоточено наибольшее количество видов живых организмов. Сохранив эти экорегионы, мы сможем сберечь более 95% существующего биоразнообразия планеты.

На территории России расположено 16 экорегионов.

Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, ставящая целью предотвращение деграджации окружающей среды. Основана в 1971 году активистами из Канады и США, имеет отделения в 25 странах (с 1990 года в Москве и Киеве). Главный источник финансирования – добровольные частные пожертвования.

«Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиоционной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира, морей и другое. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам.

«Зеленые» - движение, возникшее в начале 70-х годов в Западной Европе и выступающее против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, за сохранение военных бюджетов, децентрализацию и демократизацию общественной жизни. В Германии «Зеленые» в 1980 году оформились в политическую партию. С 1984 года существует Европейская партия «зеленых» , объединяющая группы из многих стран Европы.

Давайте посмотрим, к чему может привести сокращение территории лесов.

1. Сокращение поступления кислорода в атмосферу.

2. Сокращение видов растений и животных.

3. Повышение концентрации в атмосфере углекислоты.

4. Парниковый эффект, глобальное потепление.

5. Пыльные бури.

6. Снижение урожайности сельскохозяйственных культур.

7. Загрязнение, заиление, нарушение водоснабжения.

8. Увеличение числа и силы наводнений.

9. Усиление эрозии почвы.

В природе все находится в прочных взаимосвязях. Одной из таких связей являются известные вам пищевые цепочки.

Давайте вместе с вами составим пищевую цепочку «кошка пьет молоко».

Кошка – мышь – пчелы – клевер – корова – молоко – человек.

Нарушение таких связей может привести к необратимым последствиям.

О нарушении такой биологической связи описано в рассказе американского – писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» (зачитать).

А к чему может привести загрязнение водоемов?

Например, в озеро с полей поступает большое количество химикатов. Это приводит к увеличению численности и усилению роста растений этого водоема. Они начинают усиленнее поглощать кислород. Которого со временем становится все меньше и меньше. А это, в свою очередь, приводит к сокращению численности животных организмов этого водоема, так как для нормальной жизнедеятельности им не хватает такого количества кислорода.

Давайте проведем опыт по проверке чистоты воды. (Демонстрация опыта).

Проблема защиты окружающей среды и появление науки «экология» привели к тому, что в нашей речи появились такие термины как «экологическая архитектура» и «экологическая война».

Экологическая архитектура появилась в связи с охраной окружающей среды. Для нее характерны широкое применение естественных, несинтетических материалов, а также сберегающих земные ресурсы технологии, типа систем энергоснабжения, работающих на солнце и ветре.

Экологическая война – загрязнение или заражение воздуха, воды, почвы, истребление флоры и фауны. Запрещена Конвенцией о запрещении военного или другого враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятой ООН в 1977 году.

В связи с сокращением численности и исчезновением вообще многих видов растений и животных была основана Красная книга. Как она появилась?

Вначале Международный союз охраны природы и природных ресурсов попросил ученых разных стран составить списки редких видов животных. В 1962 году Комиссия по охране редких и исчезающих видов, обощив собранные данные, подготовила такой список, который лег в основу первой Международной Красной книги, выпущенной в 1966 году. Затем уже отдельные страны начали составлять свои красные книги.

В России Красная книга впервые была издана в 1983 году. В 2001 году вышел первый том нового издания Красной книги РФ, где собраны сведения о редких и исчезающих видах животных, указаны причины их исчезновения, предложены меры по сохранению этих видов.

Сейчас идет работа над вторым томом Красной книги, где будет рассказано о редких и исчезающих видах растений.

Издана «Красная книга Смоленской области». (Демонстрация книги).

В местах наиболее быстрого исчезновения различных видов животных и растений созданы заповедники и заказники. Одно из таких мест есть на территории Смоленской области в п. Пржевальское – Смоленское Поозерье (создан 15 апреля 1992 года).

Каждый из нас может внести свой вклад в защиту окружающей нас природы.

У французского писателя Антуана де Сент Экзюпери есть произведение «Планета людей», где главный герой маленький принц каждый день «убирал свою Планету!»

Различные эко-организации дают простые советы для того, чтобы сделать жизнь «зеленее»6

1. Делайте скворечники.

2. Находясь возле реки или озера, удержаться от желания швырнуть что-нибудь в воду.

3. оказавшись в лесу, не оглушать громкими криками и музыкой его постоянных обитателей, не оставлять мусора на привале.

4. Разжигая, а затем гася костер, применять все правила предосторожности, чтобы не возник пожар.

5. Не курить, ибо это загрязняет атмосферу, нарушает права окружающих вас людей на чистый воздух.

6. Сажайте деревья (они выделяют кислород, снижают уровень атмосферного загрязнения, улавливают пыль, охлаждают и увлажняют воздух, задерживают сток загрязняющих веществ в водоемы; способствуют улучшению качества грунтовых вод, предотвращают эрозию, удерживая дождевую воду; предоставляют пищу и укрытие для множества видов животных и просто делают нашу жизнь зеленее.

7. Бросайте мусор только в контейнеры. Для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия:

Стеклянная бутылка – 1 млн. лет

Консервная банка – 80-100 лет

Резина – 50-80 лет

Кожа – 50 лет

Нейлон – 30-40 лет

Пластмасса – 20-30 лет

Полиэтилен – 10-20 лет

Окурок – 1-5 лет.

8. Устанавливайте дома и на работе флуоресцентные лампочки (одна такая лампочка потребляет на 75% меньше энергии и служит на 10 тысяч часов дольше, но также служба такой лампочки в течение 10 лет сокращает выброс углекислого газа на 590 кг).

9. Чаще пользуйтесь душем, чем ванной (это на 1/3 сократит потери воды).

Я думаю, что соблюдение этих нехитрых правил под силу любому.

Китайская мудрость гласит: « Путешествие в тысячу миль всегда начинается с одного единственного шага».

Список использованной литературы

  1. Из Красной книги. Животные и растения// Детская энциклопедия. – 2008. - № 2.
  2. Брэдбери Р. И грянул гром // Бредбери Р. О скитаниях вечных и о Земле. – М.: Правда, 1987, - 656 с. – С.602-617.
  3. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Изд-во «Владис», 2006. – 48 с.
  4. Красная книга Смоленской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений/ Отв. Редактор Н.Д.Круглов. – Смоленск: Смол. гос. пед. ин-т, 1997. – 294 с., ил.
  5. Морозова С.А., Элиасберг Н.И. О самом главном: Книга для чтения уч-ся 7-9 кл. – СПб: «Специальная литература», 1998. – 485 с.
  6. Рекомендации организаторам экологических игр. – М.: ГОУДОД ФЦ РСДОД, 2005. – 64 с. – (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  7. Смоленская область: Энциклопедия. Т.2. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 624 с.
  8. Честин И. Добро пожаловать. Всемирный фонд дикой природы. – М., 2001. – 48 с.