Все о тюнинге авто

Понятие правовой культуры правового воспитания. Правовая культура личности. Правовое воспитание и правовое обучение. Предоставление базовых знаний о правах человека

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме. Формы правовой культуры: правовая культура общества; правовая культура личности; правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.



Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Направления правового воспитания:

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве.

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.


71. Правовая культура: понятие, содержание функции

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

В правовой культуре личности выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

Правовая культура и правовое воспитание одна из первоочередных задач российской системы образования. Детей учат законопослушности, правильному использованию законов в своей жизни, рассказывают о необходимости построения гражданского общества.

Правовая культура – это общий уровень отношения общества к праву и нормам закона . Формируется правовая культура в процессе воспитания и обучения.

Основными целями правового воспитания учащихся являются следующие действия:

  1. Предоставление знаний о правах человека , обязанностях граждан России, формирование базового понятия о законодательстве.
  2. Формирование уважительного отношения к законам , умение применять их в повседневных жизненных ситуациях.
  3. Формирование личности , готовой отвечать в юридическом плане за свои поступки.
  4. Создание позиции , согласно которой человек будет активно включаться в работу по созданию гражданского общества.

Если правильно организовать правовое воспитание молодежи, то это станет весомым вкладом в строительство демократического, правового государства в России.

Формирование правосознания учащихся должно проходить не только на уроках правоведения, воспитывать законопослушного Гражданина с большой буквы обязаны все педагоги. На любом уроке можно время от времени проводить пятиминутки, на которых в доступной форме рассказывать о необходимости законного образа жизни, внося вклад в формирование правовой культуры учащихся. Лучше делать это на конкретных примерах, их можно брать из новостей.

Предоставление базовых знаний о правах человека

Для учащихся младшей и средней школы можно ограничиться простыми примерами о том, что каждый имеет право на жизнь, выбор места проживания, свободу передвижения, на жильё, медицинскую помощь. Рекомендуется рассказывать про права на простых примерах. Например, что никто не может заставить семью ребенка жить в определенном городе, родителей – работать принудительно, а в случае болезни государство обязано предоставить медицинскую помощь.

В старших классах можно рассказать про ООН и Конвенцию прав человека. Стоит упомянуть про право вступать в брак, создавать семью, рожать детей. Можно и нужно подкреплять рассказы интересными примерами. Родители не могут запретить своим детям жениться, выходить замуж, также все люди являются равными вне зависимости от достатка, можно свободно верить в любую религию или оставаться атеистом.

Вместе с правами есть и обязанности , без них сложно привить правильную правовую культуру. Например, право на бесплатную медицину тесно связано с необходимостью уплаты налогов. С зарплаты каждого человека удерживаются налоги, которые идут на финансирование медицины. Нужно показать учащимся взаимосвязь между правами и обязанностями. Без обязанности платить налоги будет сложно реализовать право на бесплатную медицину.

Формирование уважительного отношения к законам

Нужно по возможности изучать имеющиеся в государстве законы, не переступать через них. Рассказать об этом можно на примере перехода улицы на зеленый сигнал светофора. Даже если нет машин и пустая дорога, то все равно нужно соблюдать правила, дождаться зеленого сигнала для пешеходов. Это и есть правовая культура в идеале . Но при соблюдении законов должен быть здравый смысл: если светофор не работает, то переходить дорогу можно, когда захочется, но на переходе.

Даже если закон является абсурдным по своему содержанию, то его все равно нужно выполнять. Абсурдность – это оценочная категория, которая зависит от общей культуры, восприятия действительности.

Привычка жить по законам должна быть сформирована с раннего детства – учителя и родители своим примером показывают полное соблюдение и уважение правил, установленных в государстве.

Формирование личности, готовой нести юридическую ответственность за свои поступки

Около половины школьников не понимают в полном плане, что значит отвечать за свои поступки юридически. Для многих юридическая ответственность ассоциируется с убийством, воровством и другими преступлениями, за которые нужно нести наказание перед законом.

Отвечать нужно не только за преступления , но и за мелкие проступки. Проезд в трамвае без билета – это незначительное по степени общественного вреда административное правонарушение, но оно прокладывает путь к другим, более опасным поступкам. Сегодня проехал бесплатно в трамвае, завтра – нарвал чужих яблок у соседа без спроса, послезавтра украл из супермаркета шоколадку. Безнаказанность и молчаливое поощрение общества приведет ребенка на скользкую дорогу преступного образа жизни.

Дети в своем большинстве не знают, где находится грань между проступком и правонарушением. Для формирования правовой культуры важно рассказать, что что за проступок в тюрьму не посадят, но все равно не стоит поступать не по правилам. Нужно четко объяснять детям, жить нужно как по юридическим законам, так и по человеческим. Если научиться жить по человеческим законам и морали общества, то вероятность нарушения юридических законов приблизиться к нулю.

Формирование правовой культуры тесно связано с интересом к законам. Перед тем, как что-то сделать, нужно оценить поступок с точки зрения законодательства.

Активное участие в создании гражданского общества

Пассивное соблюдение законов – это хорошо, но нужно проявлять активность и гражданскую позицию для улучшения жизни всего общества. Например, если поломался светофор, то нужно не просто перейти дорогу и забыть о неисправности, а позвонить в органы власти и сообщить о неполадках. Возможно, что это предотвратит аварию и спасет чью-то жизнь.

Нужно учить детей, особенно старшеклассников, чувствовать себя хозяевами своей земли, ее ресурсов, средств производства. С помощью общественных объединений следует заставлять органы государственной власти считаться с интересами людей.

Яркий пример такого участия – это создание общественного объединения по защите окружающей среды. Нужно выявлять предприятия-загрязнители воды и атмосферы, чтобы потом законным путем заставлять их уменьшить выбросы вредных веществ. Участие в такой деятельности должно быть добровольным, только тогда можно говорить об активной гражданской позиции. Правовая культура – это формирование осознания, что государство и чиновники нужны для служения народу России, но никак не наоборот.

Целенаправленное формирование правовой культуры у школьников – это важная часть личной безопасности. Ребенок обязательно должен знать свои права, обязанности и уметь пользоваться ими в случае необходимости .

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

соблюдается в обществе принцип гуманизма;

информируется общественность о процессе законотворчества;

обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

знают граждане основные права и Конституцию;

правомерно поведение личности;

позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

самовоспитание;

предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

убеждение;



предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

117. Правосознание: понятие, содержание и функции.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

Правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;

Правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;

Поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Функции правосознания:

1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.

2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры.

Основные черты правосознания:

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.


Кризис современного правосознания во многом определя ется низким уровнем правовой культуры: "Как только обте ство отказалось от тоталитарных методов неправового госу дарственного управления и попыталось встать на путь право вого государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дали о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка"1.

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы. Ужасно, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной власти и управления.

Понятие "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой постепенным, преемственным обще ственным развитием, совокупной работой сменяющих дрУ1 друга поколений, капитализацией их общей деятельности й опыта.

Культура общества - это исторически сложившаяся система общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуше ствляется социальная регуляция отношений между людьми-

Правовая культура как система духовно-нравственных 1 правовых ценностей выражается в достигнутом уровне разви тия правовой действительности, нормативных правовых аК тах, правосознании, в соответствии с которыми формирУеТС

1 Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе Государство и право. 1993. № 8. С. 52.

за 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 407

онопослушный образ жизни и осуществляется правовое улирование общественных отношений, устанавливающих ким правопорядка в стране.

Правовая культура представляет собой сложное, много-нное явление, предполагающее:

Определенный уровень правосознания, т. е. осмыслен-о восприятия правовой действительности;

Общие культурные предпосылки, уровень цивилизо-, шости, национальные корни и истоки, историческую на-

гь, обычаи и традиции;

Надлежащую степень знания населением законов, вы-сий уровень уважения к нормам права, их авторитет;

Высокое качество процессов правотворчества и реали-; ;ии права;

Эффективные способы правовой деятельности, работы дгсонотворческих, правоохранительных, управленческих и::утих органов;

Законопослушность граждан и должностных лиц. Правовая культура немыслима без человека и его дея-

льности, без прогрессивной направленности этой деятельно-ги и передового мышления. Она выступает как социальное: ление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю вокупность важнейших ценностных компонентов правовой альности в ее фактическом функционировании и развитии. При этом важно сделать акцент на назначении юридиче-: их средств - прогрессивном развитии личности и общества. ъавовая культура в полной мере может быть понята лишь в щем контексте социального прогресса. Правовая культура зжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой: :тории. Она также не может успешно развиваться без при-Щения к правовым культурам других народов. Опыт недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие Печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрес-счвные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Правовая культура личности, будучи компонентом право-в°й культуры общества, отражает степень и характер разви-тЧя общества, так или иначе обеспечивающего социализацию Личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям об-№ства и его культуры в сфере права, благодаря чему проис-°Дит постоянное правовое обогащение как самой личности,

Раздел V. Позитивное право: система и категопи

так и общества в целом. Правовая культура, выступая комп0 нентом правового сознания и бытия в их органическом един стве, сопряжена не только с отражением всего общественно го бытия, но и с активным обратным воздействием на него Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена качественным оценкам. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Речь идет как о субъективном, так и об объективном восприятии правовых явлений, об интерпретации культурных завоеваний. Однако история выработала некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня правовой культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений развития правовой культуры, оценки ее достижений.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и, наконец, гражданско-правовой активности.

В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются име ющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальны юридические учебные заведения. Правовое воспитание ется составным элементом идеологической функции л государства. По мере развития и совершенствования госуДаР

9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 409

сТвенности изыскиваются более действенные способы и фор-jjjjji осуществления этой функции, все более обособливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный руД деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Правовое воспитание - это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего про-Цесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и Устных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики сУбъекта и объекта воспитательного воздействия, используе-

Раздел V. Позитивное право: система и категори

мых форм и средств этой деятельности, а также институту осуществляющих правовое воспитание.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутству ет концепция формирования нетерпимого отношения к подо" ным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринИ мательской деятельности.

Выборочные исследования показывают, что примерно 3/ взрослого населения не ориентируется в нормах законодатель

r-дава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 411

сТра, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму, gee это снижает предупредительную силу закона, затрудняет.драведливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственен деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а так-ясе на состоянии общественного порядка и преступности.

В прошлом заметную роль в осуществлении задачи правового просвещения населения играло Всесоюзное общество Знание". Оно проводило эту работу как посредством активной лекционной, так и издательской деятельности. К чтению екций привлекались ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических учебных заведений, практики из числа сотрудников правоохранительных органов, адвокатов и юрисконсультов. Массовыми тиражами издавались опулярные брошюры по широкому спектру вопросов укрепления правопорядка и юридической помощи населению. В на-тоящее время лекционная работа по правовому просвещению г. стране практически свернута. Что же касается издатель-кой деятельности, то появившиеся за последнее время мно-очисленные издательские фирмы, выпускающие юридичес-:ую литературу (по самым грубым подсчетам, только в Моск-I их насчитывается около 30), в погоне за коммерческим ус-; гхом сосредоточили свои усилия лишь на издании сборников нормативных актов или же учебников и учебных пособий (издание учебной литературы имеет соответствующие налоговые льготы). Более того, учебную юридическую литературу стали издавать организации, более чем далекие от проблем права. А качество выпускаемой ими учебной литературы никем не контролируется.

В сложившейся ситуации было бы целесообразно Министерству юстиции возглавить работу не только по правовому просвещению населения России (вспомним, что в советские времена в Министерстве юстиции существовал отдел правовой пропаганды и правового воспитания, в ведении которого были и эти вопросы), но и по оперативному изданию новых Нормативных актов. Последнее позволит если не ликвидировать, то значительно уменьшить хронический дефицит этой Литературы в низовых звеньях правоохранительных органов, й особенности периферийных.

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового просвещения граждан Рос-сййской Федерации, включающей в себя государственные орга-

Раздел V. Позитивное право: система и категории

ны, средства массовой информации и общественные объедц нения, следует:

1) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации д0. полнительной функции, в соответствии с которой Минюст дол жен осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями. Этими же функциями следует наделить и органы юстиции субъектов РФ;

2) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации "Федеральную целевую программу развития правовой культуры в Российской Федерации", которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении;

3) создать Межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, министерств и ведомств культуры, кино, образования, печати, радио и телевидения, общественных объединений, научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и формами их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветитель-ской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) возродить просветительскую работу общества "Знание"

5) обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского законодательства. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права;

6) разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения (по месту жительства граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в воинских подразделениях) путем обеспечения активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратУ ры, внутренних дел;

7) подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в У4 реждениях, организациях, органах управления. Определить в

Глава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 413

лих объем юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той отрасли, где эти работники заняты;

8) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству;

9) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;

10) принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан. Уделить особое внимание научному обеспечению правового воспитания молодежи, внедрению системы ювенальной юстиции;

11) создать во всех районах, городах, областях, краях и республиках на хозрасчетной основе единый центр правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других нормативных актов до адресатов, обеспечить свободный доступ.к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Раздел VI. Действие права Глава 1. Действие права и формы его реализации

§ 1. Понятие действия права

Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права - способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права.

Действие права - это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.

Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Право действует и в сфере законотворчества, и в области активной реализации установленных законоположений, и в сфере пассивной охраны действующих нормативных актов.

Действие права указывает на функционирование отдельных норм и всей правовой системы. Оно подчеркивает динамизм права, хотя и статическая функция права немыслима вне его действия.

Действие права означает переход (перевод) социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику. Действие права материализует (пытается материализовать) присущую праву по определению справедливость в поведение отдельной личности, социальных общностей, образ жизни общества. Право как серьезная социальная сила реализует свой потенциал в ходе воздействия на общественные отношения.

Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами, внешняя - с формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомер ного поведения управомоченных и обязанных субъектов.

Было бы неверно отрывать действие права от потребностей и интересов людей. Социально-экономическая, политичес

глава 1. Действие права и формы его реализации 415

ая, культурная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его системообразующий стержень. 3 книге Монтескье "О духе законов" наиболее полно, на наш взгляд, была прослежена в свое время зависимость содержания права, его направленность и его результативность от многообразных условий жизни разных народов. По условиям современности мы имеем разве лишь более цивилизованное в целом проявление многочисленных факторов, но время не изменило их направленности на механизм действия права.

Было бы неправильно отрывать действие права от деятельности государства. Этот момент освещается в темах о соотношении права и государства, о понятии права и государства, их воздействии на развитие общества. Но один момент следует подчеркнуть особо: к сожалению, даже самая бесспорная справедливость не действует сама собой во всем ее объеме. Ни одно общество пока не может заявить о себе как общество самообеспечения справедливости. Государство всюду обеспечивает действие права. Оно вырабатывает средства правовой регуляции, пускает эти средства в ход для достижения конечных целей права.

Как следует из приведенного определения, действие права заключает в себе прежде всего информационное начало. Право содержит многообразную информацию, и не просто правовую информацию, а знание о самых разных сторонах жизни общества. Не случайно по историческим памятникам права мы многое узнаем о наших предках. А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать. Очень важно поэтому, чтобы закладываемая в право информация не "ыла ложной, дезориентирующей, так как в противном слу-ае через определенное время право перестанет действовать именно по этой причине.

С информационным действием тесно связано и действие;енностно-мотивационное. Следует, однако, заметить, что помимо действия определенных знаний на мотивацию адресатов рава напрямую законодателю приходится вводить специаль-ые нормы и положения, закрепляемые, в частности, в пре-мбулах, дабы вызвать мотивы правомерного поведения.

Информационное и ценностно-мотивационное действие права в первую очередь призвано реализовать охранительную Функцию права. Но особой содержательной стороной действия Рава является собственно правовое регулирование, отражающее сугубо динамическую роль права. Здесь право организует доведение участников общественных отношений, заставляя их действовать активно в соответствии с возлагаемыми на них

Раздел VI. Действие

обязанностями. Здесь право стимулирует соответствую поведение, фиксируя у своих адресатов субъективные права Действие права охватывает собой:

Предметное действие;

Действие во времени;

Действие в пространстве;

Действие по кругу лиц.

Все эти аспекты более подробно рассматриватся в теме посвященной действию нормативно-правовых актов. Разного уровня и разной юридической силы акты действуют по-разному. Но есть и нечто общее, что характеризует действие права в целом.

В предмет правового регулирования входят волевые отношения, что исключает распространение действия права на события или состояния, в которых не участвует человеческая воля. Повлиять на их ход право не может. Здесь оно бессильно. Цивилизованный законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной, объявляя соответствующие нормативные акты неправовыми.

Во времени действие права начинается еще до появления государственного веления. Напротив, именно право побуждает к действию законодателя. Именно право требует своего закрепления в законе. И лишь затем актуализируется проблема действия актов, изданных в установленном порядке компетентными государственными органами.

Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Не случайно имеет место примат международного права. Не случайно замечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.

Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативно-правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.

Культура – истор опред-ый уровень развития общ, творческих сил и способностей ч-ка, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура».Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом , на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере , отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном общест­ве. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества », уровня правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми право­выми образцами, идеалами и ценностями. Правовая культура в таком понимании есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества. Правовая культура – часть духовной культуры, которая характеризует степень совершенства законодательства, его знания и понимания гражданами и должностными лицами, правильной реализации правовых требований и соблюдения законности в обществе. Правовая культура – это качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и собственно правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством прав и свобод человека. Она опирается на правосознание и, в некотором смысле, определяется им и выражается в юридически значимом поведении. Человеком, обладающим правовой культурой является тот, кто в своей деятельности следует внутренне осознанным правовым предписаниям. Структура правовой культуры .1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность пра­вовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным право­охранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры . 2. элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности . Она состоит из 1) теоретической – деятельность ученых-юристов, 2) образовательной – деятель­ность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и 3) практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельнос­ти. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан , деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. 3. элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражаются и закрепляются нормы права данного общества. Наиболее важ­ное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой явля­ется конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполни­тельных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. При определении качества правовой культуры обще­ства должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (ре­шения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управ­ленческой сфере и т.д.) и правореализационных (дого­воры в хозяйственном обороте и т. д.).Правовая культура также имеет профессиональный и традиционно-бытовой пласты . Выделение структурных элементов правовой культу­ры достаточно условно. В состав правовой культуры (ещё один вариант выделения структурных элементов ) входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.Функции правовой культуры Правовая культура выполняет несколько функций : по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, ком­муникативную и прогностическую.1). Познавательная функция правовой культуры заключает­ся в освоении правового наследия прошлых эпох и достиже­ний отечественного и зарубежного права. 2). Функция правовой социализации состоит в способности право­вой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, опреде­ленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жиз­ни от одного поколения к другому – «по вертикали» и между субъектами – «по горизонтали». ­3). Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Достигается это через формирование и за­крепление в сознании людей присущих правовой культуре идеа­лов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно по­лезного, юридически значимого поведения. 4). Нормативно-ценностная (оценочная) функция правовой культуры со­стоит в «изменении» индивидуального поведения, законнос­ти, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате культурно-право­вой оценки одни элементы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критическому ос­мыслению.5). Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Ком­муникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусст­ва. 6). Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет возможность проследить тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Виды правовой культуры. Сущ-ют различные виды правовой культуры, которые мож­но классифицировать на основе следующих критериев :1. По степени познания правовых явлений или использования их в правовой деятельности выделяют три уровня : Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.Профессиональный уровень правовой культуры склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права.. 2. По типам куль­туры (цивилизации ) можно различать правовую культуру : традици­онную;европейскую. К этой классификации можно отнести правовую культуру российского общества, которая отличается специфической правовой ментальностью населения и предста­вителей власти; предпочтениями к не правовым средствам дости­жения фактических результатов. Можно сказать, что эта своего рода маргинальный, или промежуточный, тип правовой культуры.3. В зависимости от носителя правовой культуры выделяют пра­вовую культуру: личности, группы и общества.. Своеобразием отличается правовая культура личности . Она отражает степень и характер правового развития личности, куль­туру её правового поведения, образ жизнедеятельности в право­вой сфере. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информи­рованности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях Правовая культура – результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них – ко всей правовой жизни общества. Соответственно правовая культура личности включает: правовую информированность личности; ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой дея­тельности и правового поведения.. Выделяют также групповую правовую культуру . Это правовая культура различных социальных общностей. Важно выделять профессиональную правовую культуру . Это одна из форм (разновидностей) правовой культуры. Её носителем яв­ляется группа людей, профессионально вовлеченных в юриди­ческую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффек­тивно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, напри­мер, судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов и юрисконсультов и др. При этом уровень право вой культуры различен и среди представителей одной и той же про­фессии. Правовая культура общ зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индиви­дов. Это правовая культура населения в целом. Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и испол­нять законы, в уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следо­вать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка в целом. Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффек­тивное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод граж­данина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы насе­ления, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и право вое развитие государства. Различают внутреннюю и внешнюю правовую культуру, теоретическую и практическую правовую культуру.Правовое воспитание способствует правовой социализации личности. В оспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Правовое воспитание – это основанная на принципах правовой педагогики целенаправленная деятельность органов и учреж­дений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения высокого уровня правосоз­нания и правовой культуры. Правовое воспитание - это целенаправленная дея­тельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано фор­мировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. Правовое воспитание осуществляется через опре­деленную систему форм, с помощью определенных средств и методов.К формам правового воспитания относятся: правовое обуче­ние (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.), правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступле­ния в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей и др.), самовоспитание (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоя­тельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими), организованная и контролируемая социально-правовая практика населения, повседневный опыт (участие в судеб­ных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-право­вых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная дея­тельность). В основе применения всех указанных форм лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права. Наконец следует обратить внимание на такую форму, как самовоспитание , которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма. Общими целями правового воспитания являются :достижение прочных знаний людей о законодательстве, законнос­ти, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, кото­рые непосредственно касаются человека; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное по­ведение, формирование установок и привычек законопослушания.