Все о тюнинге авто

Опыт работы по квиллингу в доу. Творческий проект в подготовительной группе "волшебный квиллинг". Описание формирующего эксперимента

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда»

по реализации технологии работы с бумагой в технике квиллинг.

Работу выполнила

Васина Елена Михайловна,

учитель начальных классов

Волгоград

2016

Аннотация

Представленная методическая разработка «Технология работы с бумагой в технике квиллинг» посвящена методике организации работы с бумагой в технике квиллинг.

Данные методические рекомендации призваны помочь учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования в организации внеурочной деятельности и проведении занятий по теме «Технология работы с бумагой в технике квиллинг».

Методические рекомендации апробированы на базе МОУ гимназии № 15 Советского района г. Волгограда с обучающимися 1-4 классов, а также с творческой группой учителей МОУ гимназии № 15, работающих по УМК «Начальная школа 21 века».

Настоящие рекомендации могут быть полезны всем, кто работает с детьми младшего школьного возраста. Основная аудитория, на которую рассчитана данная методическая продукция –педагоги дополнительного образования, педагоги общеобразовательных школ, вожатые, организаторы внеурочной деятельности, классные руководители.

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….4

2. История возникновения техники квиллинг …………………………………..6

3. Методика организации работы с бумагой в технике квиллинг……………..8

4. Заключение ……………………………………………………………………..14

6. Приложения……………………………………………………………………..16

Пояснительная записка

В Федеральном государственном Образовательном стандарте общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Педагогические новшества переносят акцент с усвоения знаний, умений, навыков (как основной цели образования) на развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности, на создание условий для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные, ответственные решения.

Ожидаемые результаты

от использования данной методической рекомендации для педагогов:

овладеют опытом организации занятий по реализации технологии работы с бумагой в технике квиллинг.

от использования данной методической рекомендации для учащихся:

Предметные:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

Метапредметные:

познавательные:

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

коммуникативные:

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

регулятивные:

- смогут организовать своё рабочее место, овладеют способностью понимать поставленную задачу и выполнять её.

Принципы, лежащие в основе данных методических рекомендаций:

· развитие индивидуальности каждого ребёнка;

· доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

· наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов)

· демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей);

· научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

· «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, учащийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

2. История возникновения техники квиллинг

Квиллинг – (от слова quill «птичье перо») – старинная техника обработки бумаги. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал, и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из высших слоев общества. В самых элитных школах проводились курсы по квиллингу. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга: королева Мария и царица Александра, У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии». В 1992 году был проведен первый международный фестиваль квиллинга.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества
В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства.

3. Методика организации занятий по работе с бумагой в технике квиллинг

А) Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Стремление к творчеству характерно для начальной школы. Ведь начальная школа – это мир детства, надежд, где почва творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки труда должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых.

Труд-это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага. Это материал, имеющий своё лицо, обладающий конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Из опыта работы с младшими школьниками я сделала вывод, что детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому я решила познакомить детей с новым видом обработки бумаги.

В начале первого учебного года провожу с воспитанниками ряд тестов, диагностик по выявлению у них способностей к разным видам деятельности. (А.И. Савенков «Карта одарённости», тестирование «Рисунок несуществующего животного» и т.д.), знакомлю с готовыми изделиями из бумаги в технике квиллинг, с положениями о выставках, конкурсах (сроки и условия проведения). На родительских собраниях провожу опрос родителей о наклонностях ребёнка, их предпочтениях, рассказываю о программе «Волшебные завитки», с демонстрацией готовых работ в данной технике.

б) Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп). Программа кружка «Волшебные завитки» рассчитана на 4 года (с детьми начальной школы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Продолжительность занятия составляет 35 мин. Занятия проводятся два раза в месяц с сентября по май.

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

Учебно-тематический план занятий.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1

Вводный блок

1

1

1

1

4

-

2

Материал - бумага

2

-

-

-

2

-

3

Конструирование

5

5

5

5

5

15

4

Изготовление цветов в технике квиллинг.

3

3

3

3

2

10

5

Изготовление животных в технике квиллинг.

3

4

4

4

3

12

6

Цикл творческих работ.

1

2

2

2

-

7

7

Праздники и подготовка к ним.

2

2

2

2

-

8

Всего:

17

17

17

17

16

52

68

в) Основная техника выполнения квиллинга.

Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента, называемого «катушка», бумажных полосок шириной несколько миллиметров. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный каждому ребенку. Я последние четыре года использую квиллинг в работе с учащимися. Все секреты и приёмы для получения самых разнообразных форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических, почти всегда начинаются с простых круговых форм. Вот этот плотный кружочек скрученный из полоски бумаги называется ролом, а уже из ролов делаются основные формы элементов квиллинга. Вот некоторые чаще всего встречаются при работе в этой технике.

Основные формы:

  • спираль - намотайте узкую полоску бумаги на спицу, сняли, взяв за оба конца, развели в стороны - получилась спираль;
  • тугая спираль - скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;
  • свободная спираль - скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться;
  • капля - сделайте свободную спираль и сожмите её с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;
  • изогнутая капля - сделайте каплю и загните её уголок;
  • глаз - сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза:
  • лист - сделайте свободную спираль и сожмите её в виде глаза и загните уголки в разные стороны;
  • ромб - сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба;
  • треугольник - сделайте свободную спираль и сожмите её в трёх местах, чтобы получился треугольник.

г) Формы и методы занятий

- традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

и другие.

д) Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе,
– в районной библиотеке.

Различные конкурсы и выставки помогают воспитанникам демонстрировать свои достижения и осуществлять собственные творческие замыслы.

В конце освоения программы проводится итоговая аттестация воспитанников.

Цель итоговой аттестации: выявление уровня развития и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Итоговая аттестация проводится в форме выставочного просмотра. Форма оценки: высокий, средний, низкий уровень.

Оценка работ производится по следующим параметрам:

Количество работ,

Качество и аккуратность выполнения работ;

Соблюдение технологии выполнения;

Сложность выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения работ.

1 уровень (высокий) - все вышеназванные требования соблюдаются.

2 уровень (средний) - один или два параметра не соблюдены.

3 уровень (низкий) - не соблюдены три и более параметра.

Промежуточная аттестация направлена на освоение программного материала после каждой темы.

Формы контроля: выставки, конкурсы творческих работ.

Заключение

Определено место занятий по работе с бумагой в технике квиллинг в структуре внеурочной деятельности младших школьников;

Разработаны этапы подготовки и реализации программы «Волшебные завитки»;

Созданы условия для формирования творческой деятельности на занятиях.

Результаты диагностик, тестов и анкетирования показали, что младшие школьники:

– научились различным приемам работы с бумагой;

– знают основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– могут следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– могут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;

– развили внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомились с искусством бумагокручения;

– овладели навыками культуры труда;

- могут организовать своё рабочее место, владеют способностью понимать поставленную задачу и выполнять её.

Результаты показывают, что дети с удовольствием посещают занятия кружка «Волшебные завитки», принимают участие в классных, общешкольных, районных мероприятиях, повысился творческий потенциал.

1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-«Просвещение», Москва 1982.

7. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- «Росмэн», Москва 1996.

8. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.

9. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

10. http:/stranamasterov.ru

Приложение 1

Диагностика результатов образовательной деятельности.

Срез творческих и эстетических знаний и умений.

Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Основы квиллинга

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемами

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно-выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень

Баллы:

Не владеет - низкий уровень

Владеет с помощью, выполняет или отвечает иногда.

Приложение 2

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

Приложение 3

Содержание программы

Учебно-тематический план занятий (1-й год обучения).

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Набор кружковцев. Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах.

Разнообразие бумаги, ее виды.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Примеры работ, необходимые инструменты и материалы.

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинг.

Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

Совершенствовать навыки вырезания.

Развивать мелкую моторику рук.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

Основные формы “капля”,

“треугольник”, “долька”

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”.

Основной элемент - ролл. Скручивание элементов в ролл. Технология изготовления формы “квадрат”, “прямоугольник».

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Основные формы “завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять форму «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

Основные формы “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга

11-12

Изготовление простых, несложных цветов.

Учить детей технологии изготовления простых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.

13-14

Коллективная работа. Композиция из цветов «Комнатное растение»

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

15-16

Коллективные работы с использованием техники «квиллинг». Изготовление ягод рябины – плотный ролл. Сборка изделия.

Коллективная работа. Составление композиции из форм. Дети продолжают коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Оформление выставки работ.

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Учебно-тематический план. (2-го года обучения).

Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности детей и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Знакомство с правилами техники безопасности.

Основные формы «Тугая спираль». Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять форма «тугую спираль».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Основные формы “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

Основные формы «полукруг», «стрела». Конструирование из данных форм.

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.

Основные формы «глаз», «лист». Конструирование из данных форм.

Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.

Коллективная работа. Изготовление элементов глаз, птичья лапка. Сборка цветов разной формы.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Составление композиции из форм. Дети продолжают коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

10-11

Изготовление цветов более сложной формы для композиции « Весенний букет»

Учить детей приемам изготовления более сложных цветов.

Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.

Дети учатся приемам изготовления более сложных цветов. Подбирают цветовую гамму. Изготавливают листочки с продольными жилками.

12-13

Оформление фото рамки.

Знакомство с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка».

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз.

14-15

Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинг.

Воспитывать желание помогать товарищу.

Дети собирают в единое полотно все элементы и заканчивают работу.

16-17

Оформление выставки работ.

В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

Учебно-тематический план (3-го года обучения).

Третий год обучения является продолжением первого и второго, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Третий год обучения также позволяет реализовать способности детей и развивать их.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводный блок.

Просмотр презентации «Чудо квиллинг».

Изготовление бахромчатых цветов.

Учить детей технологии изготовления бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

Открытка «Ирисы».

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка. Затем собирают открытку.

Коллективная работа. Композиция из цветов.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Композиция «Бабочки».

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочки».

Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Коллективная работа. «Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Составление композиции из форм. Дети выполняют коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

10-11

Открытка – валентинка.

Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки, с технологией изготовления открыток с элементами плетения.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки.

Открытка для мамы.

Познакомить детей с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы».

Открытка для мамы.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.

14-15

Цикл творческих работ.

Коллективные работы с использованием техники квиллинг. «Дары леса». Изготовление ягод, грибов.

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.

16-17

Оформление выставки работ.

В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

Учебно-тематический план (4-го года обучения).

п/п

Тема

Теория

Практика.

Вводный блок.

Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Просмотр презентации «Квиллинг».

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году.

Вспомнить основные правила работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

Основные формы «Тугая спираль». Конструирование из основных форм квиллинг

Вспомнить правила выполнения формы «тугая спираль». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «тугую спираль». Конструируют из этой формы.

Поделка «Зеленый попугай».

Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Развивать самостоятельность, инициативу. Развивать мелкую моторику рук детей.

Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

Выполняют необходимые заготовки.

Поделка «Зеленый попугай».

Скручивание элементов для изготовления Новогодней елки. Изготовление елки. Оклеивание конуса элементами «капля». Изготовление игрушек (скручивание разноцветных рол). Украшение елки.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают изделие.

10-12

Скручивание элементов для изготовления «Дерева счастья». Изготовление из элементов цветов и листьев.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.

Выполняют необходимые заготовки.

Работа с гофрокартоном. Особенность работы. Скручивание роллов. Изготовление бабочек.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

Изготовление игрушек из гофрокартона. «Веселые зайчата».

Учить детей технологии изготовления роллов из гофрокартона.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

15-16

Композиция на тему « Подводный мир» из гофрокартона. Выполнение рыбок разной формы и цвета.

Учить детей технологии изготовления роллов из гофрокартона.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

Оформление выставки работ.

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

Ирина Ермакова
Квиллинг - эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Есть свои радости в каждом виде творчества :

все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там,

где его находишь.

Оноре де Бальзак

Квиллинг (англ. quilling от слова quill (птичье перо) – искусство скручивать длинные и узкие полоски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий и т. д.

Считается, что это искусство возникло в начале XV века в средневековой Европе, где монахи создавали изящные медальоны, обрамления для икон, обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Заниматься квиллингом могут не только взрослые, но и дети. Квиллинг открывает детям путь к творчеству , развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Вопрос развития творчества и значение творческой работы для общего развития ребёнка , известный психолог Л. Выготский, ещё в 20-е г. г. прошлого века, назвал одной из важных проблем педагогики и психологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные привычные действия, а подвижность и гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.

Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, в общем, не проявляют творчество . Я стараюсь воспитать у своих дошколят пытливость , смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Ведь люди с развитым воображением имеют высокий интеллект. И уже давно известно, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев. А это значит, чем богаче у нас мелкая моторика, тем мы быстрее выполняем любую работу, быстрее говорим, успешнее продвигаемся в своём развитии . И этому способствует занятие квиллингом .

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией. В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг . Познакомившись поближе с данной техникой обработки бумаги, я сделала вывод, что квиллинг может являться очень эффективным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста .

Польза квиллинга неоспорима . Попробуйте взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить её в замысловатую фигуру. Трудно? А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигуру. Всё это стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер , совершенствует мелкую моторику, а как следствие речевые функции.

Техника квиллинг развивает чувства прекрасного , помогает само выражаться, развивает чувства вкуса , что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка .

Обосновав актуальность проблемы, я поставила цель :

всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи : познакомить с техникой квиллинг ; научить изготавливать базовые формы (плотную и свободную спирали, каплю, лист) и составлять из них композиции; повысить уровень развития моторики , мышления, внимания; воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетичность.

Выбор техники не случаен. Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекает детей . Хотя для некоторых из них эта техника сложна, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе овладения различными приёмами (я их называю «4С» ): сгибание, скручивание, складывание, склеивание, эти проблемы постепенно решаются.

Освоение способов действия с бумагой проходит у меня в группе с использованием игровых ситуаций. Я стараюсь ставить перед детьми творческие задачи , требующие обязательного решения. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию, становятся сказочными героями. Мы делаем друга одинокому зайцу; новое гнездо, для курочки рябы; «летнюю» открытку для жителей северного полюса и многое другое.

Данная техника позволяет не только развивать детские пальчики , она помогает творить волшебство , требуя усердия, терпения, фантазии.

В заключении хочется отметить, что способность творить заложена в каждом ребёнке. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться этим способностям .

Занятие квиллингом помогает моим ребятам преодолеть этот страх. Я стараюсь незаметно заинтересовать и увлечь их самим процессом, не подчеркивая результата, т. е. творчество ради творчества . И убеждаю, что то, что получилось – это и есть хороший результат.

У меня разновозрастная группа . Многие творческие работы делаем коллективно. В процессе участвуют даже 4-х летние дети. Малыши наносят клей на полоску, подают детали, заканчивают скручивать начатые роллы. Дети постарше скручивают спирали и придают им форму, видоизменяют, придумывая что-то свое, создают композиции. Иногда, неправильно выполненная деталь, становится новой квиллинговой формой . В процессе работы всегда делаю акцент на том, что каждый вносит посильный вклад (учитывая индивидуальные особенности, умения и навыки детей ) и мы все участники одного общего дела.

Мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике квиллинг и помочь им ощутить незабываемые положительные эмоции.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар , о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы – взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.

В наши дни существует очень много различных техник для рукоделия. Для создания рукотворных картин в ход идут практически все виды и разновидности подручных материалов: от бумаги до пластиковых бутылок.

Кроме того, недавние исследования показали, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста занятия рукоделием должно занимать достаточное количество их свободного времени. Это связано с тем, что современные родители очень мало уделяют внимания развитию мелкой моторики у своих детей. В этой статье речь пойдет о том, что такое квиллинг для детей, в чем польза квиллинга и как его создавать.

КВИЛЛИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЧТО ТАКОЕ КВИЛЛИНГ?

Одним из наиболее популярных в наши дни видом рукоделия является квиллинг. Суть этой техники состоит в составлении узоров из скрученных полосок цветной бумаги. При помощи этой техники можно создавать как незамысловатые узоры, так и сложные многомерные картины. В любом случае, особенность квиллинга в том, что насколько сложной бы ни была картина, выполненная в этой технике, она все равно будет смотреться чрезвычайно легко, воздушно и невесомо.

Квиллинг схемы для детей практически ничем не отличаются от схем для взрослых. Разве что героями этих схем выступают немого другие персонажи.

Что необходимо для создания изделий по техники квиллинг

Для занятий этой техникой вам не понадобятся какие-либо хитрыеприспособления. Достаточно лишь бумаги, ножниц, зубочисток и клея ПВА.

Для создания основой заготовки, из которой в последствие можно будет сделать различные фигуры, следует сделать вот что. Возьмите зубочистку, отрежьте один заточенный край и сделайте небольшой надпил, как в наконечнике у стрелы. Цветную бумагу порежьте на тоненькие полоски необходимой длинны. Ширина полосок должна быть не более 5 мм. Один конец тонкой бумажной ленты вставляется в пропил зубочистки и как бы фиксируется там. Остальная часть ленты наматывается на зубочистку, образовывая при этом плотную спираль. У вас должен получиться аналог новогоднего серпантина. После этого снимаем получившуюся спираль с зубочистки, и даем ей размотаться до необходимого диаметра.

В квиллинге для начинающих детей не делают упор на точные размеры деталей. Дети обычно делают практически все детали «на глаз». На свободный конец спирали наносится небольшое количество клея, после чего этот конец приклеивается к основной спирали.

После того как сделано необходимое количество спиралей-заготовок, необходимо придать им необходимую форму. Основными формами деталей в квиллинге являются свободная спираль, капля, изогнутая капля, «глаз», лист или изогнутый лист и другие.

В ходе занятий квиллингом у детей, помимо мелкой моторики, развивается глазомер, память, внимание, эстетическое восприятие, аккуратность усидчивость.

Изучать новые более сложные формы и заготовки квиллинга детям необходимо постепенно. От самого простого к более сложному. Сначала они учатся наматывать простые спирали, отмерять «на глаз» необходимый размер свободной спирали. После этого, переходя к более сложным элементам, учатся делать «капельки» и так далее.

Когда ребенок освоит простейшие элементы и сможет сам составлять из них узоры и картинки, можно приступать к созданию более сложных, многоплановых картинок. В технике квиллинг можно делать даже трехмерные, объемные скульптуры, все ограничивается только вашим желанием и фантазией.

Количество вариантов для поделок и картин в технике квиллинг воистину неисчерпаемо. Занимайтесь вместе со своим ребенком, это станет приятным и полезным времяпрепровождением не только для него, но и для вас. Ведь учиться никогда не поздно, да и ваш малыш будет рад позаниматься чем-то интересным вместе со своими родителями.

Выступление на родительском собрании в школе, в детском саду в период набора детей в объединения. Статья знакомит со старинным видом искусства создания картин из полосок цветной бумаги - квиллингом. О пользе занятия этим рукоделием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квиллинг как средство развития ребенка.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

МАМЫ И ПАПЫ! А Вы, хотите, оживить интерьер своей квартиры,

порадовать друзей и близких оригинальными подарками или просто отвлечься от ежедневных забот? Тогда непременно займитесь, совместно со своим ребенком КВИЛЛИНГОМ – старинным видом искусства создания композиций из бумажных полос. Действия с полосками способствуют дифференцированному восприятию и преобразованию предметов.

  1. Квиллинг развивает глазомер и мелкую моторику рук у детей.

В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки. Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и аккуратно скрутить ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково Вашему малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.

2. Развитие воображения.

Полки магазинов ломятся от всевозможных игрушек. Огромные пушистые медведи, зайцы и коты, крохотные пупсы в очаровательных платьях и штанишках. Почти настоящие машины, мотоциклы и самодвижущиеся железные дороги. Все это призвано «развивать» маленького человечка, дарить ему радость и счастье.

Квиллинг способствует развитию творческой активности, учит детей

преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом. Кроме того

занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно

для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

Искусство бумагокручения (как часто в России называют квиллинг)

возникло несколько сотен лет назад. Однако именно в наши дни оно возродилось и приобрело большую популярность. Неудивительно, ведь работы, выполненные в этой технике, привлекают к себе внимание и восхищают своей изящностью, воздушностью, разнообразием, а самое главное- легкостью в исполнении. Оценить, насколько безграничны возможности обычной бумаги, сможете и вы.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и вСоединенных Штатах, где получила название "квиллинг". У квиллингадлинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань, начиная с XVI века,использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, "грелки" на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века.

У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан "Квиллинг союз Англии", настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая - в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя - долгая и

кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и объяснить как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

В итоге - тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые - учатся доверять, а неусидчивые - направлять свою энергию в русло творчества.

Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески само выражаться полезно и необходимо в любом возрасте. Создание своими руками эксклюзивных картин, необычных открыток, оригинальных подарков ничего кроме радости не принесет.

Бумага достаточно недолговечный материал, но работы, созданные в технике квиллинг, могут храниться годами.

Занимайтесь квиллингом вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша. Удачи Вам в начинаниях!

Клименко Л.А.

Педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦДТ


Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».

3.1. Актуальность, цели и задачи опыта работы.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А.Сухомлинский.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин,Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая:

  • развитию способности нестандартно мыслить;
  • готовности к активности творческого характера;
  • умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
  • формированию эстетического отношения к миру.

Цель: определить содержание, методы и формы развития творческих способностей и формированияконструктивных навыков работы с бумагой у детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг.

Задачи:

  • проанализировать имеющиеся в педагогической и психологической литературе подходы к развитию у дошкольников творческих способностей, формирования конструктивных навыков работы с бумагой посредством техники квиллинг;
  • определить методы и приемы работы, повышающие эффективность развития творческих способностей дошкольников;
  • разработать систему работы по развитию творческих способностей, посредством техники квиллинг;
  • познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квилинга, обучить детей приемам и способам выполнения работ из бумаги;
  • повысить уровень развития мелкой моторики; процессов мышления, внимания, памяти, воображения; эстетических чувств и художественно-творческих способностей;
  • воспитывать такие качества личности, как усидчивость, волю, умение планировать свою деятельность, аккуратность в работе;
  • вовлечь родителей воспитанниковв совместную творческую деятельность.

Ожидаемый результат

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • будут установлены партнерские взаимоотношения с родителями, через мотивацию на совместную художественно-эстетическую деятельность.

В основу опыта положены общедидактические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса развития певческих навыков и музыкальных способностей детей.

  1. Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности - успех в работе мы определяем через обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Принцип предполагает систематическую работу по развитию творческих способностей дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической деятельности, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
  4. Принцип доступности и индивидуализации. Работу по развитию творческих способностей детей строю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  5. Принцип комплексности, целостности педагогических процессов. Развитие конструктивных навыков и творческих способностей осуществляю в комплексе всех их составляющих.
  6. Принцип развивающего обучения. Использую в работе с дошкольниками методы развивающего обучения, стараюсь создать условия для развития творческой личности, умеющей разрешать нестандартные ситуации.
  7. Принцип демократичности и гуманизма. Взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей.
  8. Принцип «От простого к сложному». Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ.
  9. Принцип художественности. Отбор материала осуществляю с позиции его художественной и эстетической ценности.
  10. Принцип увлеченности. Основан на эмоциональном восприятии и является важнейшим условием для достижения единства воспитательной, познавательной и эстетических задач.
  11. Принцип наглядности. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий, соблюдая требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

3.2. Этапы реализации опыта работы.

Этапы работы над методической темой

Мероприятия по реализации опыта работы

Срок реализации

I.Подготовительный

Цель – провести анализ научно-методической литературы

1. Ознакомление с теоретическими основами технологии квиллинг;

2. Диагностика дошкольников с целью выявления

уровня развития творческих способностей и конструктивных навыков.

  1. Составление перспективного плана по созданию условий для обучения детей технике квиллинг.

2010

II. Практический

Цель – внедрение техногогийквилинга в практику работы ДОУ, внесение корректив.

  1. Разработка учебно-методического комплекта, включающего в себя; календарно - тематическое планирование для II младшей, средней и старше- подготовительной группы;
  2. Составление перспективного плана ознакомления детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями бумаги;
  3. Создание электронной картотеки методических пособий по данной теме.
  4. Разработка системы работы, перспективного плана, конспектов занятий;
  5. Составление картотек игр и упражнений.

2010-2011

младший

возраст

2011-2012

средний возраст

2012-2013

Старший

возраст

  1. Аналитико-обобщающий

Цель - обобщить опыт работы .

  1. Диагностика развития творческих способностей детей.

2. Опрос родителей и педагогов, анализ предложений.

3.Транслирование опыта работы:

  • открытые мероприятия;
  • выступления на методических мероприятиях различного уровня;
  • оформление наглядного материала.

2013 - 2014

  1. Система внедрения технологии киллинг в образовательный процессе ДОУ.

Бумагокручение (также квиллин г англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги .Квиллинг для детей – прекрасная возможность развивать творческие способности,настойчивость и моторику рук.

Технология квиллинга несложна: узкие полоски бумаги накручиваются на любой тонкий стержень, затем снимаются уже в виде роллов – бумажных спиралей, далее ролл раскручивается до определенных размеров, конец бумажной полоски фиксируется клеем. Полученной спирали можно придать желаемую форму (например, «капли» или «треугольника»). Все полученные элементы наклеиваются на основу или склеиваются между собой, создавая определенную композицию.

В своей работе с детьми я использую лишь часть базовых элементов квиллинга (тугая и свободная спираль, «капля», «глаз», «стрелка», «квадрат», а так же открытые формы: «сердечко», «рожки», «завиток»). Детскийквиллинг не предусматривает создание сложных, замысловатых фигур и элементов из скрученной в ролы бумаги.

Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства:

  • относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
  • легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
  • легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
  • большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей;
  • изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, квиллинг, влияет на развитие способностей к творческой деятельности.

Формируя у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляю нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю следующие умения :

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы.

Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.Поэтому моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
  • форм работы.
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
  • и другие.

А также использую общие способы стимулирования творческой активности:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение, высказыванияоригинальныхидей;
  • обеспечение возможностей для упражнения и практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

Мной разработаны этапы деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, в процессе обучения технологии квиллинг:

1 год обучения (младший возраст)

  1. Ознакомление детей с качествами и свойствами бумаги.
  2. Дидактические игры с использованием геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), напоминающих базовые элементы квиллинга.
  3. Игры и упражнения для развития творческого воображения у младших дошкольников.

2 год обучения (средний возраст)

  1. Ознакомление с историей возникновения квиллинга.
  2. Знакомство с новой техникой обработки бумаги – бумагокручение (базовый элемент квиллинга «спираль», «капля», «глаз»); составление несложных композиций.
  3. Дидактические игры.
  4. Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.

3 год обучения (старший возраст)

  1. Продолжение знакомства с базовыми элементами квиллинга («глаз», «ромб», «месяц», «стрелка», «сердечко», «рожки», «завиток», составление композиций.
  2. Работа детей по готовым карточкам схемам.
  3. Самостоятельное изготовление детьми схем.
  4. Дидактические игры.
  5. Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  6. Игры и упражнения для развития творческого воображения.

Таким образомсоеденение игры, труда и обучения в единое целое, позволило обеспечить единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

  1. Создание условий для развития творческих способностей посредством техники квиллинг в образовательном процессе ДОУ.

Для реализации поставленных задач и использования техники квиллинг была подобрана методическая литература:

Обоснование применения

«Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками»

И. В. Новикова

Год издания: 2012

В данной книге предложена серия занятий, которые могут быть использованы в детском саду и начальной школе для обучения детей квиллингу.
Книга адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, а также родителям .

«Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура»

И. Богатова

Год издания: 2012

Работа с гофрированным картоном, бумажной лентой и бумажным шнуром очень занимательна, интересна и одновременно доступна, а готовые изделия и композиции украсят ваш дом, станут достойными подарками друзьям и не перестанут удивлять своей уникальностью. Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Книга, предлагаемая вашему вниманию, предназначена для всех, кто любит мастерить своими руками, для родителей, заинтересованных в разностороннем развитии своих детей, для педагогов дошкольных учреждений.

«Бумажная филигрань» А.И. Быстрицкая. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008

Книга рассказывает о древнейшем искусстве - квиллинге (бумажной филиграни). Скрутив их в спираль и придав нужную форму, можно сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции. Автор подробно описывает все приемы этого самобытного искусства, для которого нужны лишь бумага, спица и клей. В книге представлены цветные фотографии готовых изделий.
Адресовано детям дошкольного и школьного возраста, их родителям, школьным учителям, руководителям художественных кружков.

«Гофрированный картон»

Е.А. Ступак

Год издания: 2012

Модели, представленные в книге, выполнены из полосок гофрированного картона путём скручивания. Вы сможете сделать забавные фигурки животных, оригинальные магниты на холодильник, коробочки и подставки, новогодние украшения - все это прекрасные подарки друзьям и близким к любому празднику. Издание адресовано родителям, школьным учителям, руководителям художественных кружков для занятий с детьми 6-10 лет.

Интернет - ресурсы

http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.

А так же разработан учебно-методический комплект , включающий:

  • календарно - тематическое планирование для II младшей, средней и старше- подготовительной группы;
  • перспективный план ознакомления детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями бумаги;
  • тематический план игр и упражнений по развитию творческих способностей детей;
  • тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей;
  • тематический план работы с родителями;
  • электронную картотеку методических пособий по данной теме.

С целью улучшения качества работы пополнила предметно-развивающую среду:

  • изготовила комплект наглядно – дидактического и демонстрационного материала;
  • альбомы с изображением поделок, выполненных в технике квиллинг;
  • карточки с изображением базовых элементов квиллинга;
  • карточки-схемы для выполнения поделок.

Для эффективности воспитательно-образовательной работы по данной теме создала:

  • картотеку заданий и игр, способствующих развитию мелкой моторики рук;
  • картотеку с играми и упражнениями пальчиковой гимнастики;
  • картотеку с играми и упражнениями, развивающими творческое воображение;
  • картотеку игр, направленных на развитие конструктивно – пространственного мышления.

Таким образом, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить развитие творческих способностей детей посредством Квиллинга.

3.5.Взаимодействие с родителями воспитанников.

Вовлекла родителей в совместную творческую деятельность, с целью повышения их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей. Разработала консультации для родителей: «Квиллинг – бумажная филигрань»; «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»; «Квиллинг – не так уж и сложно: работаем с детьми дома»; памятка для родителей «Квиллинг – как средство развития детей».

Совместно с родителями приобрели необходимый материал и оборудование для занятий квиллингом. Были проведены семинар - практикум, и мастер- класс для родителей и педагогов детского сада «Волшебный квиллинг», «Квиллинг вместе с детьми»

Работами детей оформлялись холлы дошкольного учреждения, групповые помещения, оформлялись праздничные костюмы, изготавливались поздравительные открытки для сотрудников ДОУ и родителей; была оформлена выставка «Наш цветник», работы принимали участие в выставке Дома ремесел, посвященному Дню матери, в Межмуниципальном интернет конкурсе творческих работ «Цветы для красоты», дети изготавливали поздравительные открытки для своих родителей и сотрудников дошкольного учреждения.