Все о тюнинге авто

Каким должен быть режим дня для детей дошкольного возраста? Каким должен быть режим дня для ребенка Расписание распорядка дня для детей

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и , и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30 — 9.00, 17.00 — 18.00, 21.30-6.00 10.30 — 13.00, 16.30 — 18.30, 21.30 — 7.30 13.30 — 15.30, 21.30 — 7.30
Уличный сон 11.00 — 12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30 — 7.30, 12.30 — 16.30, 20.00 — 20.30 8.30 — 10.00, 13.00 — 14.30, 18.30 — 19.30 10.30 — 13.00, 16.00 — 18.30, 20.00 — 21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30 — 10.30 7.30 — 8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00 — 12.00, 18.30 — 19.30 14.30 — 16.00, 20.00 — 21.00 8.30 — 19.00, 18.30 — 19.30
Водные процедуры 20.30 — 21.00 21.00 — 21.30

Режим дня 4-месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух — трёх месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5 — 4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днём они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2 — 3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4-месячного малыша. Ребёнок взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5 — 6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4 — 4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15 — 12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30 — 15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3 — 6-летнего ребёнка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6 — 7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребёнка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9 — 12 и 16 — 18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух — трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей:

  • попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме;
  • старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка;
  • если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам;
  • не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов;
  • демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно;
  • включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть — семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00 — 7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20 — 7.40 Первый приём пищи
7.40 — 8.10
8.15 — 8.25 Подготовка к урокам
8.30 — 12.30 Школьные уроки
10.00 — 10.15 Школьный завтрак
12.30 — 13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30 — 14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00 — 15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00 — 16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00 — 16.15 Полдник
16.15 — 17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15 — 19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00 — 20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00 — 20.30 Подготовка к засыпанию
20.30 — 7.00 Сон

Если режим дня ребёнка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь — десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика;
  • в интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате;
  • поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника;
  • старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6 — 7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11 — 13 лет 14 — 17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00 — 7.30 7.00 — 7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30 — 7.50 7.30 — 7.50 Первый приём пищи
7.50 — 8.15 7.50 — 8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30 — 14.00 8.30 — 14.30 Школьные уроки
14.00 — 14.30 14.30 — 15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30 — 15.00 15.00 — 15.30 Обеденный перерыв дома
15.00 — 17.00 15.30 — 17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00 — 19.30 17.00 — 20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30 — 21.00 20.00 — 21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00 — 21.30 21.30 — 22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30 — 7.00 22.00 — 7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2 — 2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5 — 2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.

Все родители хотят, чтобы чувствовали себя спокойно, уверенно и максимально комфортно. Для этого существуют определенные правила, одно из которых – , включающий в себя наиболее важные моменты жизни ребенка. Каким он должен быть?

Во-первых, режим дня не должен быть длинным перечнем всего того, чем ребенок занимается с утра до вечера. Достаточно для основных видов его деятельности. Например, в таком порядке:

  • Подъем.
  • Умывание.
  • Завтрак.
  • Детский сад или школа (в выходные дни должно быть установлено время обеда).
  • Прогулка.
  • Игры дома (для дошкольника) или выполнение домашних заданий (для школьника).
  • Помощь взрослым по дому.
  • Купание, подготовка ко сну.

Во-вторых, детский распорядок дня должен гармонично дополнять общесемейные правила, а не противоречить им. Если, например, в выходные дни вся семья обычно отправляется в кино, парк или в гости, то не стоит планировать на это время совместную уборку или подготовку домашних заданий. Распорядок создается не для галочки, а для выработки у ребенка определенного жизненного ритма.

Почему распорядок дня важен для ребенка?

1. Правильный жизненный ритм

С первых дней жизни для малыша важна настройка биологических часов. Привыкая и просыпаться, есть, играть и гулять в одно и то же время, ребенок растет здоровым, у него хватает сил для физической активности и достаточно времени на отдых. Кроме того, эти полезные детские привычки помогут и родителям: им не придется тратить время, чтобы уговорить малыша поесть – нагулявшись, он с удовольствием пообедает. А вечером, поужинав и наигравшись, он быстро заснет, высвобождая для мамы пару часов для домашних дел, и не будет просыпаться по ночам, требуя внимания.

2. Укрепление семейных связей

Сделав распорядок дня ребенка частью общих правил, взрослые прививают ему интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям. Видя, что родители живут по определенному распорядку, малыш начинает подражать им – недаром детские психологи уделяют огромное внимание воспитанию личным примером. Если в семье существует правило коллективно готовить что-то вкусненькое к воскресному обеду, то ребенок с радостью включится в общее занятие. А если мама каждый вечер перед сном читает малышу сказку, он чувствует, что его любят. Так малыш с ранних лет приобщается к семейным традициям и учится понимать их ценность.

3. Приучение к дисциплине

Если объяснить ребенку распорядок дня, его не нужно будет заставлять собирать игрушки после игр или подолгу засиживаться за столом, ковыряясь в тарелке. Он будет знать, что подошло время купаться или идти гулять, и сам сделает всё так, как нужно, без принуждения со стороны взрослых. Это не только , но и избавит его от отрицательных эмоций и стресса.

4. Развитие самостоятельности и ответственности

Привыкнув к четкому распорядку, малыш будет точно знать, что именно и в какое время ему делать. Проснувшись, он сначала пойдет в ванную комнату и затем придет завтракать, а не схватится за игрушки или книжки. Детям очень хочется, чтобы их считали взрослыми, поэтому они с удовольствием . Не забывайте хвалить малыша за самостоятельные действия. Например, если после обеда следует прогулка, и малыш, выйдя из-за стола, пошел одеваться, похвалите его: «Собрался на прогулку? Молодец! Ты у нас уже совсем большой, сам знаешь, что нужно делать!» Такое внимание и одобрение со стороны взрослых очень вдохновляет детей, помогает формировать ответственности.

5. Формирование здоровых привычек

Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время: ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится. В дальнейшем эти привычки, перенесенные во взрослую жизнь, становятся основой его успехов в личной жизни и профессиональной карьере: человек, живущий по распорядку, находит время и для активной работы, и для интересного досуга в семейном кругу.

6. Предвкушение приятных событий

Распорядок дня – это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий. Это гибкие правила, в которых должны присутствовать и какие-то приятные события: поход в кино или на концерт, прогулка в парке развлечений. Зная о том, что на выходные запланировано что-то интересное, ребенок будет заранее настроен на позитив. Однако родители должны непременно выполнить данный пункт, чтобы избежать конфликта и справедливого детского протеста.

7. Соблюдение распорядка дня – опора при стрессах

Каждая перемена в жизни ребенка – стресс для его психики. Будь то появление в семье младшего брата или сестры, переход из садика в школу, переезд на новую квартиру – всё это выбивает его из колеи, вызывает растерянность и вселяет неуверенность в себе. Соблюдение распорядка дня помогает ему быстрее справиться со стрессом и вернуться в привычное русло, а устоявшиеся семейные правила, традиционные сказки на ночь и запланированные развлечения успокаивают ребенка.

Здоровье и комфорт ребенка зависят в том числе и от режима дня. Распорядок важен для детей любого возраста, но особое значение он имеет у малышей на первых месяцах жизни. Поговорим о том, как составить правильный режим дня для детей, что важно учитывать и какие проблемы могут возникнуть.

Действительно ли нужен режим дня

Правильно составленный распорядок дня полезен не только для ребенка в первые месяцы, но и для его родителей. Однако при его разработке важно учитывать естественный режим. Только так получится не причинить вреда нервной системе малыша, развить в нем полезные навыки, укрепить его иммунитет, помочь адаптироваться в социуме. Ребенок, который живет по определенному распорядку, становится более спокойным и дисциплинированным. Это происходит потому, что он знает время, в которое мама и папа дадут ему поесть, поиграют с ним и уложат его спать. Опираясь на режим малыша, родители получают возможность заранее продумать свой день. Однако помните, что при серьезном нарушении сложившегося режима дня, например когда кроху кормят или кладут спать во внеурочное время, он становится раздражительным и капризным. Далее мы приведем несколько фундаментальных принципов, соблюдение которых поможет родителям правильно построить день.

Режим дня ребенка до года строится:
  • на индивидуальном подходе. Разрабатывая режим, следует учитывать индивидуальные особенности и привычки ребенка. Родители должны понимать, что распорядок зависит от ритмичности физиологических процессов организма. Если они хотят, чтобы их малыш рос здоровым и хорошо развивался, то при разработке режима дня важно учитывать биологические ритмы;
  • разумном компромиссе. Важно, чтобы режим дня был удобен для всех членов семьи, соответствовал естественным потребностям ребенка и интересам каждого из родителей. Стоит помнить о том, что режим – это не закон;
  • последовательности. Действия всех членов семьи должны быть последовательными, согласованными. В возрасте нескольких месяцев ребенок не знает о том, как правильно себя вести. И эти навыки еще долго у него не разовьются. Если родители постоянно меняют свои требования, хотят от ребенка что-то новое, то ему будет трудно освоить данный навык. Поэтому все члены семьи должны быть единодушны в своих подходах;
  • гибкости. Каждый, даже самый правильный режим дня требуется иногда корректировать. Ребенок развивается и переходит в новый этап своей жизни. Также меняются и его потребности. Родители должны постоянно следить за его самочувствием, настроением и вовремя вносить в режим дня изменения.

Какой режим дня приемлем для новорожденного

Первые месяцы жизни новорожденный только спит и ест. Сон помогает регулировать жизненные ритмы малыша. Помните, что если Ваш ребенок плохо засыпает, то это не может не сказаться на распорядке его дня. Родители должны приучить своего малыша ложиться спать в одно и то же время. Этот навык можно развивать у детей старше 2 месяцев. А уже начиная с 3–4 месяцев родители могут класть кроху в кроватку и уходить из комнаты. Ребенок должен учиться засыпать самостоятельно.

Многие молодые мамы часто спрашивают врачей о том, как кормить грудного ребенка в первые месяцы. Большинство педиатров рекомендуют прикладывать малыша к груди по требованию, т. е. четкого режима кормления в возрасте до года быть не должно. Когда ребенок становится старше и ему начинают вводить прикорм, промежутки между кормлениями становятся больше.

Как правильно разработать режим дня новорожденного ребенка

Приучить малыша до года к определенному режиму непросто. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности. В первые месяцы мама должна понаблюдать за ним. Это поможет выявить распорядок дня, которого придерживается сам ребенок. Если же родители, проследив за ним, не смогли четко определить его режим, им нужно подумать о том, что может мешать малышу есть и спать примерно в одно и то же время. Если самостоятельно это сделать сложно, можно обратиться за помощью к педиатру. Формируя правильный режим дня ребенка до года, стоит воспользоваться следующими рекомендациями.
  • Выработайте у малыша привычку ложиться спать в одно и то же время. Сделать это легко: кладите его спать на свежем воздухе. В летнее время ребенок может спать на балконе, в коляске на улице или у открытого окна, а в холодное время – в хорошо проветренной комнате. Проветривать помещение лучше за 10 минут до того, как ребенок ляжет спать. Укачивать малыша требуется 3–4 минуты. Для лучшего засыпания ему можно спеть колыбельную песенку.
  • Больше гуляйте на свежем воздухе. С ребенком старше 8–10 месяцев рекомендуется гулять не только в то время, когда он спит, но и тогда, когда он бодрствует.
  • Следите за светом в комнате. В дневное время он должен быть естественным, ярким. В вечерние часы в комнате должно быть тихо, свет должен быть приглушенным. Ребенок должен отличать день и ночь. Так он начнет понимать, когда нужно быть активным, а когда отдыхать.
  • Чаще кормите малыша грудью. Это помогает выработать правильный режим дня и укрепить нервную систему. Помните: чем дольше Вы будете кормить малыша грудью, тем лучше для его здоровья.
  • Занимайтесь с малышом активными играми. С ребенком в возрасте до года уже можно ходить в гости, знакомить его с окружающим миром, делать ему массаж и др.
  • Старайтесь соблюдать режим дня всей семьей. Так ребенок легче привыкнет к своему распорядку. Для этого все члены семьи должны ложиться в одно и то же время, которое также должно быть удобным для него. Помните, что составленный режим требуется соблюдать каждый день: малыш должен есть, спать, общаться с Вами в одно и то же время.

Часто родители, которые приобщают своего малыша к режиму дня, совершают ошибки, например:
  • не дают ему спать тогда, когда он хочет. Помните, что ребенок младше 6 месяцев должен спать днем примерно каждые 2 часа. В противном случае он будет быстро переутомляться, начнет капризничать;
  • не учитывают естественные биоритмы. В первое время малыш, которого приучают к распорядку дня, не будет понимать, чего от него хотят. Многие мамы на данном этапе сдаются и перестают «мучить» ребенка;
  • приучают к режиму во время путешествий, долгих переездов. В первое время следует заниматься именно приобщением малыша к режиму дня, а только потом выполнять с ним другие задачи.

Почему режим дня часто нарушается

Помните, что независимо от того, насколько правильно был составлен режим, ребенок скорректирует его под себя и, даже если он, казалось бы, полностью привык к распорядку, нарушения все равно возможны. Обычно это происходит тогда, когда малыш болеет или активно растет. Бывает и так, что он путает день и ночь, и исправить это очень трудно. По каким еще причинам распорядок дня может быть нарушен?
  • Если ребенок осваивает новый навык. Это может быть ползание, переворот, ходьба, вставание на ноги, изучение новых слов. Именно в эти периоды малышу требуется больше есть, спать. Иногда он может просыпаться ночью. Это нормально.
  • Он полностью отказывается от груди. Такое явление характерно для малышей в возрасте около года, даже от 9 месяцев.
  • У него прорезываются зубки. В это время сон становится беспокойным.
  • Ребенок не хочет много спать или мало двигается в периоды бодрствования.
  • Ему не хватает впечатлений в дневное время. Для этого ему следует предоставить новые возможности: можно увеличить периоды взаимодействия с окружающим миром.
  • Он перенес длинный перелет, поездку, изменился часовой пояс.

Что делать, если ребенок перепутал день и ночь

Такое может произойти с каждым малышом до года, например, из-за того, что он плохо спал днем, не выспался, его мучают колики, беспокоят громкие звуки с улицы. Что же делать маме в данной ситуации?
  • Будить ребенка раньше положенного во время дневного сна.
  • Мешать спать в неурочное время, но не переусердствовать.
  • Создавать в комнате благоприятную атмосферу для сна. Для этого следует чаще проветривать помещение, убрать все лишние звуки, выполнить обязательный ритуал перед сном.

Режим дня для малыша младше 1 года

Ниже будет представлен примерный режим дня для малыша младше 1 года. Он может подходить не всем детям. Однако, придерживаясь его основ, родители смогут с легкостью составить распорядок дня, внести в него коррективы вместе с педиатром. Не следует расстраиваться, если малыш изменит режим под себя или из него придется убрать несколько важных моментов. В этом нет ничего плохого. Самое главное – взять основные моменты из стандартного плана. Если режим сбился и это произошло не по Вашей вине, то рекомендуется как можно быстрее вернуться к прежнему ритму жизни.

В режим должны входить не только сон, кормление, прогулки, также в него следует включать время для игр, общения. Необходимо оставлять время на то, чтобы малыш смог побыть наедине с собой. Конечно, последнее требование очень условное, так как детей данного возраста оставлять одних, даже на небольшой промежуток времени, не стоит.

Примерный режим дня для детей младше 1 месяца

  • 07:00 – подъем, гигиенические процедуры, кормление.
  • 07:00 – 09:00 – время бодрствования.
  • 09:00 – второе кормление.
  • 09:00 – 10:00 – время для дневного сна.
  • 10:00 – 11:00 – активное бодрствование.
  • 11:00 – кормление.
  • 11:30 – 12:30 – время для второго утреннего сна. Обычно он проходит во время прогулки.
  • 13:00 – кормление.
  • 13:00 – 14:00 – время для активного бодрствования, мама может поиграть с малышом.
  • 14:00 – 15:00 – время для дневного сна. В это время мама или папа гуляет со своим малышом на улице, он спит в коляске.
  • 15:00 – кормление.
  • 15:00 – 17:00 – время для бодрствования, игр, общения.
  • 17:00 – кормление.
  • 17:00 – 18:00 – вечерний сон малыша.
  • 18:00 – 19:00 – время для спокойного бодрствования.
  • 19:00 – кормление.
  • 19:00 – 20:30 – время для общения.
  • 20:30 – купание.
Примерный режим дня для ребенка в возрасте 2–3 месяцев
Малыши в возрасте от 2 до 3 месяцев меньше спят, периоды дневного бодрствования становятся дольше. В это время может пропасть первый дневной сон. Также малыш становится более активным, придерживается нового режима ночного сна – теперь он составляет 10–12 часов с перерывами на кормление. Родители корректируют свой распорядок дня и подстраиваются под ребенка. Если разработанный режим подходит всем членам семьи, его можно придерживаться до достижения малышом 3-месячного возраста.
  • 07:00 – проведение гигиенических процедур, кормление.
  • 09:00 – кормление.
  • 09:00 – 10:00 – массаж и специальная гимнастика.
  • 10:00 – 11:00 – время для развлечений и игр с ребенком. Обычно они проводятся в кроватке малыша.
  • 11:00 – кормление.
  • 11:30 – 12:30 – второй сон. Обычно малыш спит в коляске во время прогулки на улице.
  • 13:00 – кормление.
  • 13:00 – 14:00 – общение, гимнастика для развития навыков.
  • 14:00 – 15:00 – время для дневного сна малыша. Обычно он спит в коляске во время прогулки на улице.
  • 15:00 – кормление.
  • 15:00 – 17:00 – общение с мамой и близкими.
  • 17:00 – время для кормления.
  • 17:00 – 18:00 – вечерний сон.
  • 18:00 – 19:00 – чтение мамой сказок, стихов. Также можно послушать с ребенком спокойную музыку.
  • 19:00 – кормление.
  • 19:00 – 20:30 – игры, активное бодрствование.
  • 20:30 – купание.
  • 21:00 – кормление, отход к ночному сну.
Примерный режим дня для ребенка 4 месяцев

Врачи называют такого ребенка почти взрослым человеком. Родители должны обязательно скорректировать распорядок дня. Первоначально требуется снизить количество кормлений. Ребенка теперь кормят через каждые 3–4 часа. Все зависит от потребности малыша. Также младенцу старше 4 месяцев не обязательно спать в вечернее время. Помните, что вечерний сон может провоцировать проблемы с ночным. Родителям стоит придумать ритуал, с помощью которого ребенок будет легче засыпать. Это может быть ванна, спокойная игра перед сном, колыбельная песенка, просто внимание от родителей.

  • 07:00 – подъем, гигиенические процедуры и кормление.
  • 07:30 – 09:00 – время для бодрствования.
  • 09:00 – кормление.
  • 09:00 – 10:00 – проведение массажа и специальной гимнастики.
  • 10:00 – 11:30 – развлечения, игры в кроватке.
  • 11:30 – 12:30 – время для утреннего сна малыша. Обычно ребенок спит в коляске на улице.
  • 13:00 – кормление.
  • 13:00 – 14:00 – время для игр с развивающими игрушками.
  • 14:00 – 15:00 – дневной сон.
  • 15:00 – 17:00 – общение с родными.
  • 17:00 – время для кормления.
  • 17:00 – 19:00 – чтение сказок, стихов, прослушивание спокойной музыки с мамой.
  • 19:00 – 20:30 – игры, если позволяет погода – на улице.
  • 20:30 – время для купания ребенка.
  • 21:00 – кормление, подготовка ко сну.
Примерный режим дня для ребенка 5 месяцев

В это время периоды кормления и бодрствования меняются: малыш может спать всю ночь. Также в этом возрасте ребенок способен встать очень рано и не спать почти весь день. По мнению врачей, 16 часов сна в день в этом возрасте достаточно. Примерный распорядок может выглядеть следующим образом:

  • 08:00 – 08:30 – подъем, гигиенические процедуры, кормление.
  • 10:00 – утренний сон.
  • 11:00 – 13:00 – кормление, прогулки на улице, игры.
  • 13:00 – сон.
  • 14:00 – кормление и игры.
  • 17:00 – дневной сон.
  • 17:30 –1 8:30 – время для игр с ребенком.
  • 18:30 – купание.
  • 19:00 – 19:30 – кормление.
  • 20:00 – подготовка к ночному сну.
Примерный режим дня для ребенка 6 месяцев

В данный период многие дети начинают просыпаться в ночное время. Это происходит из-за большого количества дневных впечатлений. В такие моменты родители должны успокоить своего малыша, и тогда он снова уснет. Если родители станут укладывать кроху на 30 минут раньше положенного, им, возможно, удастся предотвратить ночные пробуждения. В возрасте 6 месяцев малыши должны спать 16 часов в день. Трехразовый дневной сон может иметь продолжительность от 1,5 до 2 часов. Во время прорезывания зубов малыши также могут просыпаться ночью. Режим дня ребенка 6 месяцев должен быть примерно таким:

  • 07:00 – малыш встает, мама делает ему гигиенические процедуры, кормит его.
  • 08:30 – ребенок ест, готовится ко сну.
  • 10:00 – просыпается и гуляет около 90 минут.
  • 12:30 – мама кормит малыша, играет с ним, готовит его ко сну.
  • 15:00 – после пробуждения мама снова кормит ребенка, играет с ним в развивающие игры.
  • 20:15 – малыш ужинает, купается, готовится ко сну.
Примерный режим дня для ребенка 7 месяцев

В период от 7 до 9 месяцев дети должны спать 15 часов в день. Часто малыши этого возраста просыпаются в ночные часы. В это время родителям стоит тихонько поговорить с ребенком, и тогда он уснет вновь. В этом возрасте малышам рекомендуется следующий режим:

  • 07:00 – ребенок просыпается, мама проводит гигиенические процедуры, кормит его.
  • 07:30 – вся семья садится за стол и завтракает.
  • 08:30 – утренний сон.
  • 10:15 – мама кормит малыша, гуляет с ним.
  • 11:30 – все члены семьи готовятся к обеду.
  • 12:45 – 14:30 – ребенок готовится ко сну, мама кормит его, далее – прогулка.
  • 17:15 – подготовка к ужину всей семьей.
  • 18:00 – кормление.
  • 18:30 – ребенка купают.
  • 20:00 – подготовка к ночному сну. Мама должна кормить его ночью примерно в 02:30, 03:00, 04:30, 05:00.
Примерный режим дня в возрасте 8–10 месяцев

В это время малыш очень неохотно отпускает маму. Врачи рекомендуют организовывать сон малыша так, чтобы он видел ее, вставая и засыпая.

  • 07:00 – ребенок встает, мама проводит гигиенические процедуры, кормит его, далее возможен утренний сон.
  • 09:30 – мама кормит ребенка.
  • 10:30 – малыш играет с мамой, при хорошей погоде можно делать это на свежем воздухе.
  • 14:00 – дневное кормление.
  • 14:15 – малыша готовят ко второму сну.
  • 16:30 – время для бодрствования ребенка: он играет, общается с родными.
  • 18:00 – мама кормит малыша.
  • 18:15 – снова время для бодрствования, игр, общения с семьей.
  • 19:00 – малыша купают, готовят ко сну.
  • 19:30 – время для сна.
  • 22:00 – мама кормит малыша.
  • Ночной сон.
Примерный режим дня для малышей старше 10 месяцев

Сон малыша в возрасте от 10 месяцев до 1 года должен длиться около 13 часов в день. Также он должен спать 2 раза ночью, один раз – в утренние часы.

  • 07:00 – ребенок встает, проводятся гигиенические процедуры, мама кормит его.
  • 08:00 – вся семья готовится к завтраку, играет в активные игры.
  • 09:00 – 10:00 – кормление, подготовка ко сну.
  • 11:00 – кормление.
  • 12:00 – вся семья готовится к обеду, играет с малышом.
  • 13:40 – ребенок отдыхает после обеда, мама кормит его, далее – игры.
  • 15:30 – мама кормит малыша, гуляет с ним на свежем воздухе.
  • 17:40 – все члены семьи готовятся к ужину.
  • 19:00 – малыш готовится ко сну, общается с другими членами семьи.
  • 20:00 – ребенка купают, дают кисломолочный напиток.
  • 21:00 – малыша готовят к ночному сну.
Примерный режим дня от 11 месяцев до 1 года

В этот период малыш уже привыкает придерживаться определенного режима дня. При нарушении он становится беспокойным, не может нормально отдохнуть, будет капризничать. Распорядок в возрасте от 11 месяцев до года выглядит примерно следующим образом:

  • 07:00 – малыш встает, мама проводит гигиенические процедуры, кормит его.
  • 08:30 – семья готовится к завтраку, играет и читает с малышом сказки.
  • 10:00 – ребенок готовится ко сну, отдыхает.
  • 11:30 – мама кормит его, играет и гуляет с ним.
  • 12:30 – обед, игры, чтение книг.
  • 14:00 – ребенок готовится к послеобеденному сну.
  • 15:00 – малыш просыпается, после кормления мама играет с ним.
  • 17:30 – ужин, игры, общение с семьей.
  • 18:30 – малыш отдыхает, купается.
  • 21:00 – подготовка к ночному сну.
После 1 года кроха переходит на новый жизненный этап, и родители должны разработать новый режим дня.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Правильно организованный режим дня – один из важнейших факторов, от которых зависит здоровье малыша. А для крохи от годика до трех лет этот режим особенно важен. После исполнения ребенку года необходимо начинать , а потому правильный распорядок дня малыш должен принимать, как данность, привыкнуть к нему. Каким он должен быть, и как приучить к режиму своего ребенка?

Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка , подход нужен особый.

Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?

  • Налаживается работа всех внутренних органов.
  • Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
  • Адаптация в яслях и саду проходит легче.
  • Ребенок приучается к организованности.

Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?

  • Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
  • Недосыпанием и переутомлением.
  • Отсутствием необходимого развития нервной системы.
  • Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.

Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания . И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.

Таблица режима дня для ребенка от 1 до 3 лет


Время кормлений: в 7.30, в 12, в 16.30 и в 20.00.
Период бодрствования: 7-10 утра, 12-15.30 дня, 16.30-20.30 вечера.
Период сна: 10-12 утра, 15.30-16.30 дня, 20.30-7.00.
Прогулка:
Водные процедуры: в 19.00.
Перед тем, как вы соберетесь укладывать ребенка спать (за 30-40 минут), следует прекратить все активные игры и водные процедуры. Если малыш не просыпается в нужный час, его следует разбудить. Период бодрствования не должен быть более 4,5 часов.


Время кормлений: в 8.00, 12, в 15.30, и 19.30.
Период бодрствования: с 7.30 до 12.30 и 15.30-20.20 вечера.
Период сна: 12.30-15.30 дня и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после завтрака и после полдника.
Водные процедуры: в 18.30.
После 1,5 лет тихий час у малыша проходит только единожды в день. Всего ребенок в этом возрасте должен спать в сутки до 14 часов. В качестве ежедневных водных процедур предпочтительно использовать душ.


Время кормлений: 8, 12.30, в 16.30 и 19.
Период бодрствования: с 7.30-13.30 и 15.30-20.30.
Период сна: 13.30-15.30 и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после утреннего приема пищи и полдника.
Водные процедуры: в летнее время – перед обедом, в зимнее – после дневного сна и после ночного. Купание – перед сном на ночь.
В течение дня у ребенка один дневной сон. Если малыш спать отказывается, принуждать его не нужно, но режим бодрствования в этом случае следует сделать максимально спокойным – чтение книжек, рисование с мамой и пр. Чтобы кроха не переутомлялся.

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу ).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на , особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев


6.00-7.00 - Бодрствование
7.00-9.00 - Сон
9.00 - Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать , т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 - Бодрствование
7.30-9.30 - Сон
9.30 - Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 - Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 - 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а ; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Фото - фотобанк Лори