Все о тюнинге авто

Планирование «Познавательное развитие в старшей группе. Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Познавательное развитие детей в старшей группе

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Занятие по познавательному развитию в детском саду для детей 5-6 лет

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию на тему "Веселая неделька".
Основная цель занятия - систематизировать и углубить знания детей по основным направлениям формирования элементарных математических представлений: ориентировка во времени, количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени. Данное занятие имело открытую форму и проводилось в рамках подтверждения соответствия занимаемой должности.
Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию "Веселая неделька"
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Формы занятия (НОД): решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, беседа, сюрпризные моменты.
Предварительная работа: игры с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры, беседы, загадки, стихи о частях суток, неделе, временах года.
Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивный экран, мультимедийное оборудование, фонограммы с музыкальным материалом, счетный материал, корзина с яблоками, записка.
Раздаточный материал: цветные полоски разной длины, счетный материал.
Цель:
Систематизировать и углубить знания детей по разделам ФЭМП.
Задачи:
1.Закрепить знания о последовательности дней недели;
2.Закрепить представления детей о геометрических фигурах;
3.Закрепить умение различать понятия длинный – короткий;
4.Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 10;
5.Совершенствовать знания пространственных отношений;
6.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
7.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению отвечать полным распространенным предложением.
Ход занятия
- Ребята, сегодня будет необычный день. Я хочу пригласить вас в путешествие. Любите путешествовать?
- На каком транспорте можно это сделать? (ответы детей)
Тогда давайте отправимся в путешествие на волшебном поезде. Согласны? А чтобы в дороге было весело, споем песенку.
(Звучит отрывок из песенки про поезд, дети становятся друг за другом и выполняют движения вместе с воспитателем)

- Пожалуйста, занимайте места в волшебном поезде (дети садятся за парты).
СЛАЙД 1
Вот неделька, в ней семь дней
Поскорей знакомься с ней
Первый день по всем неделькам
Назовется..(дети отвечают)понедельник!
СЛАЙД
- А вот и наш поезд. Сколько всего у него вагонов? (Пять.)
- Каким по порядку стоит зеленый вагон? (Третьим.)
- А какие вагоны едут рядом с ним? (оранжевый и желтый)
- Какие они по счету? (2 и 4)
- Каким по счету едет синий вагон? (5)
- А где же первый вагон? (фиолетовый)


- Молодцы! Первый день закончился. День второй скоро придет, вторник в гости нас зовет. Какой день по счету вторник?
Во вторник бегали, скакали, свои мышцы развивали. А для этого мы встанем, спинки все себе поправим.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
- Куда же дальше привезет нас наш волшебный паровозик? Какой день недели следует за вторником? (Среда)
- Конечно среда.
СЛАЙД
- Посмотрите, а здесь зайка. А что он делает? (Сажает морковку)
- Верно. И выросла у зайки морковка маленькая и большая. Давайте посчитаем сколько их. (Дети вместе с воспитателем считают морковки)
- Сколько получилось морковок всего? (7).
- Обратите внимание, что морковки выросли разные. Под каким номером самая большая морковь? (3)
- А самая маленькая? (4)
- Ребята, знаете, а зайка переживает, что его морковку съест кто-то из других зверей. Давайте, чтобы зайка не волновался построим забор у его огорода.
(На столе у каждого ребенка разноцветные полоски разной величины)
- Чтобы забор получился красивый, мы расположим полоски друг за другом от меньшего к большему. Посмотрите, как это получилось у меня.
СЛАЙД
(дети под музыкальное сопровождение выполняют задание по образцу на слайде)
- Молодцы, у вас всё получилось. Давайте посчитаем, сколько дощечек понадобилось нам для красивого забора. (дети вместе с воспитателем считают)
- Получилось 10. Посмотрите, ребята, а дощечки разные. Какие из них самые высокие? (красные)
- А сколько их? (2)
- Какие дощечки самые маленькие и сколько их? (4 синих)
- Каких больше, маленьких или больших? (маленьких)
- Молодцы, справились и помогли зайке. Но гостинцы мы здесь не нашли. Значит нам нужно отправляться в следующий день недели. Какой день следует за средой?
- Четверг. Он четвертый там и тут, четвергом его зовут. Какой по счету четверг? (четвертый)
- Чтоб четвертый день прошел быстрей
Поиграем мы скорей.
А для этого нам нужно переместиться на четвертую платформу (дети с воспитателем идут на коврик).
- Ребята, игра называется «Верно-неверно»


Если вы услышите то, что считаете правильным, так бывает - хлопайте в ладоши, если же то, что не бывает – топайте.
- утром солнышко встает;
- зимой жарко;
- по утрам нужно делать зарядку;
- осенью опадают листья;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует четверг;
- всего 5 времен года
В круг широкий, вижу встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем налево, а теперь пойдем направо. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, в путешествие вернемся (дети под музыкальное сопровождение возвращаются за парты)
- А сейчас пора нам в пятый день. В череде рабочих дней, пятый пятница теперь. Какой день по счету пятница? (пятый)
- Посмотрите, что это за предметы? Ребята, обратите внимание, что эти предметы разной формы. Давайте рассмотрим каждый предмет.
- У вас на столах геометрические фигуры. Давайте выложим их по порядку в соответствии с расположением этих предметов.
(Дети выполняют задание, музыкальное сопровождение)
- Посмотрите, что получилось у меня.
(воспитатель показывает геометрическую цепочку, которая должна получиться)
- Молодцы, справились.
Вся закончена работа
День шестой у нас суббота
День седьмой – его мы знаем
Воскресенье – отдыхаем

Рефлексия

- Понравилось вам путешествие? Где мы с вами путешествовали? Что мы узнали?
- Молодцы! Значит нас ждут гостинцы! Только где они?
(воспитатель и дети делают руками бинокль)
- Посмотрим может слева гостинцы лежат. Нету? Тогда направо…вверх…вниз. Нигде нету?
(раздается стук)
- Ой, кто там.
(воспитатель уходит и возвращается с корзиной гостинцев. На корзине висит записка «Ребятам»)


- Это кто женам гостинцы передал. (воспитатель открывает корзину, в которой лежит открытка от Снеговика)
- Это же открытка. И тут что-то написано:
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!

Содержание занятия соответствует его целям и задачам. Структура занятия состоит из 4 частей.
В вводной части я способствовала созданию благоприятной атмосферы, установлению эмоционального контакта с детьми и заинтересовать предстоящей деятельностью.
Во второй части создала проблемную ситуацию и ознакомила детей с темой занятия.
3 часть состояла из совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей, где я использовала игровой, наглядный, словесный и практический методы.
В заключительной части я подвела итог учебной деятельности.
На занятии использовалась музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие. Занятие способствовало развитию интереса детей к обучению математике.

Презентация на тему: Веселая неделька

Людмила Харченко

Цель : расширять нравственные знания детей о жизненных ситуациях, способствовать эмоциональному переживанию полученных знаний; повышать статус нравственности в поведении и отношениях с окружающими; воспитывать этическую культуру детей, уважение, доброжелательность .

Задачи :

- Образовательная : Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова . Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 5-6 лет. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

- Развивающие : Развивать умение слушать и понимать других, умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом. Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, расширить представления о доброте .

- Воспитательные : Воспитывать потребность в дружеских отношениях, чувство доверия, сплоченности.

- Речевые : Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад почтальон вручил мне письмо, от Доброго волшебника . Давайте его откроем и посмотрим что,же пишет нам Добрый волшебник . Ребята, это стихотворение.

Послушайте!

Доброта нужна всем людям ,

Пусть побольше добрых будет .

Говорят не зря при встрече

«Добрый день » и «Добрый вечер » .

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час » .

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Воспитатель : - Дети, сегодня мы с вами поговорим о добрых делах ,о том что мы можем хорошего совершить для своих друзей или близких взрослых.

Давайте встанем все вместе в круг и скажем :

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)

Очень рад вас видеть я! (Раскачивают руками)

Воспитатель : Мы поздоровались, а значит, пожелали здоровья, проявили доброжелательность , уважение, вежливость к себе и своим друзьям.

Доброта - это слово особенное. Ведь в давние времена, это слово произносили мягко доброта . Это добро тебе , добро от тебя . А как это верно!

Ребята, вы произносили слово «добрый » , то вы о ком или о чем подумали? (о человеке, поступке, вечере, дне)

А если добрый человек , значит, он какой? (заботливый, внимательный, добродушный .)

А недобрый человек , значит, он какой? (злой, грубый, равнодушный.)

Воспитатель :

А как вы думаете, доброту можно потрогать ? (ответы)

- Доброта имеет ли запах , вкус? (ответы)

А как можно доброту увидеть ? И где? (в поступках, чувствах, действиях, делах.)

А сейчас я попрошу вас сесть в круг, - это наш круг общения. Сейчас мы с вами покажем, как мы умеем общаться, т. е. красиво сидеть и спокойно разговаривать. Послушайте рассказ о доброте .

«Добрый поступок » .

Жил-был беспокойный утенок. Однажды он спросил у своей мамы : «А что такое доброта «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь» - сказала мама. Но утенок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь. По дороге он встретил девочку. Она пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Утенок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» , - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал утенок, - я хочу поскорее узнать, что такое доброта ». «А я знаю, что такое доброта . Мне мама часто рассказывает про добрых людей » - ответила девочка. «Расскажи мне тоже» - попросил утенок. «Сначала достань шарик» - сказала девочка. Утенок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело . Это и есть доброта ». «Так просто?» - удивился утенок.

А как думаете вы, что такое доброта ? (это добрые дела и поступки , забота о благе других)

Расскажите, как поступают добрые люди ? (ответы детей)

Твой папа пришел уставший с работы. Если ты добрый , что ты сделаешь? (ответы детей)

-Старенькая бабушка попросила помочь ей. Если ты добрый , что ты сделаешь? (ответы детей)

Мальчик бросает в собаку камнями. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Друг упал и поранил ногу. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Птичкам голодно и холодно. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Молодцы ребята.

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Вежливо – невежливо» . Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны!

Поздороваться при встрече – (вежливо)

Толкнуть, не извинившись – (невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …

Сказать спасибо и пожалуйста - …

Повернуться к собеседнику спиной - …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …

Сказать ласковое, доброе слово - …

Пожелать доброго пути - …

Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать? (поливать цветы, вытирать пыль с игрушек, завязывать друг другу шарфы, сервировать стол)

Ребята, о доброте в народе сложено много пословиц и поговорок. Я знаю : «Доброе слово , что ясный день» . Как вы понимаете эту пословицу? (Скажешь что-то или сделаешь доброе и хорошее , становится всем очень хорошо, как в ясный, солнечный день). А какие пословицы знаете вы (дети передают мяч и называют пословицы) .


1. Доброму слову – добрый ответ .

2. Добрый человек придет , словно свет принесет.

3. Не одежда красит человека, а его добрые дела .

4. Худо тому, кто добра не делает никому .

5. Добро не умирает , а зло пропадает.

6. Доброе дело веками помнится.

7. Добро помни , а зло забывай.

А что вам подсказывает обратить внимание и сделать доброе дело ? (Сердце подсказывает) .

Значит у вас доброе сердце .

Воспитатель :

Наше занятие подходит к концу . Но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть еще в одну игру.

Игра «Похвали не себя, а своего соседа» . Только сначала подумайте, за что его можно похвалить, а потом поднимите руку, а вы похвалите его (дети хвалят своего соседа) .

Воспитатель :

А теперь ребята, давайте с вами вспомним. О чем мы с вами говорили?

Легко ли быть добрым ?

Как можно проявить доброту ?

Воспитатель :

Молодцы! Какие вы дружные и добрые ребята : не про себя говорили, а смогли увидеть хорошие качества друг друга и оценить их.

А в заключении послушайте стихотворение :

Добрые люди , ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем , и мир добрее будет ,

Добрыми будем , и будет жизнь добрей !

Воспитатель :

На память о нашем занятии получите «Сердечки» (воспитатель дарит сердечки детям) .


Публикации по теме:

Задачи: 1. Способствовать формированию представлений о семье, родственных отношениях; о семье, как о людях, которые живут вместе 2. Уточнить.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий развитие творческой активности. Приоритетные образовательные.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Цель: воспитывать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Задачи: - расширять и углублять.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Есть в мире места волшебные» Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, правильно и красиво (дети говорят «здравствуйте») - А.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «В мире комнатных растений» Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях. Программное содержание: -Познакомить детей с понятием «комнатное растение» -Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире музыкальных инструментов» Цель:Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. Задачи: 1. Познакомить детей с музыкальными инструментами. 2.

Цель: продолжать знакомить детей с народными играми, песнями, за кличками. Вызывать у детей интерес к фольклору. Практическое применение.

Конспект занятия для 2 младшей группы на тему: «Домашние животные» (с использованием ИКТ). 1. Образовательные цели: знакомить детей с домашними.

ООД в старшей группе на тему «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Программные задачи: формировать представления детей о отличительных.

Библиотека изображений:

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в старшей группе детского сада «Тайны птичьего мира» с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ

Программные задачи:

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Материалы:

Музей Птиц. В музее представлены макеты природных объектов с представителями их обитания: утёс с гнездом чайки, кайры и гагары; у пруда гнездо утки; на дереве – гнездо клеста; дом, под крышей которого ласточка свила своё жилище. Коллекция перьев и яиц разных птиц. Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Макет строения яйца. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Заколки, броши, боа, постельные принадлежности. Аудиозапись «Голоса птиц», слайд-презентация «Кто как поёт», энциклопедии. Ёмкость с водой, прищепка, щипцы для белья, лист бумаги, кусочек жира. Репродукция картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», галерея детских работ на тему «Экзотические птицы». Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.

Раздаточный материал:

Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!

2. Закрепление знаний о видах птиц

Воспитатель:

Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети:

Перелётные и зимующие.

Воспитатель:

Почему птицы улетают на юг?

Дети:

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель:

Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

Дети:

Перелётные – утки, журавли, ласточки.

Воспитатель:

Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети:

Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель:

Вот послушайте стихотворение на эту тему:

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Воспитатель:

Каких представителей зимующих птиц вы знаете?

Дети:

Зимующие – дятел, синица, воробей.

Воспитатель:

Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети:

Строит и развешивает скворечники.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Дети:

Из дерева.

Воспитатель:

Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети:

Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель:

Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

3. Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).

Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).

Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).

Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).

Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).

Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).

4. Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Дети:

У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Воспитатель:

Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

Дети:

У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель:

Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети:

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию в нашем музее.

Дети:

У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель:

А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети:

Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель:

Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга?

Дети:

Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.

Воспитатель:

Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?

Дети:

Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.

Воспитатель:

Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.

5. Игра «У кого кто?»

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.

6. Просмотр слайд-презентации

7. Игра-перевоплащение

Воспитатель:

Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.

Воспитатель:

Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на макет в нашем музее. Чьи гнёзда вы там видите?

Дети:

Утки, ласточки, чайки,клеста.

8. Игра «Чей дом?»

В нашем музее есть ещё одна интересная игра для вас – «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.

9. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

Воспитатель:

Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Дети:

(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

10. Рассматривание видов перьев

Воспитатель:

Верно. Для чего нужны перья птице? Чем пёрышки отличаются друг от друга? Посмотрите на коллекцию в нашем музее.

Дети:

Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.

11. Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель:

Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.

Воспитатель:

Как человек использует птиц в своей жизни?

Дети:

Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

Воспитатель:

Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети:

Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

Воспитатель:

А какой вред?

Дети:

Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель:

Кого можно назвать врагами птиц?

Дети:

Диких животных, хищных птиц.

Викторина

Воспитатель:

Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель:

Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

Дети:

Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?

Дети:

Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.

Воспитатель:

Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.