Все о тюнинге авто

Почему на свадьбу одевают белое платье. История свадебного платья: почему оно белое? В эпоху неоклассицизма

Стоит ли придерживаться общепринятых правил, и откуда появилась традиция надевать именно белое платье на свадьбу, вы узнаете из этой статьи.

Справедливости ради, нужно уточнить, что белый цвет не в почете в мусульманских странах. В Индии и Китае свадебные наряды молодоженов выполняются в красных, золотистых и песочных тонах.

Как оказалось и в странах Европы, до XVIII века невесты так же выходили замуж в красных платьях. Более того, белый цвет считался траурным и только после свадьбы Маргариты Валуа, более известной, как Королева Марго, девушки стали рассматривать этот цвет для подвенечного наряда.

Белое платье основательно быстро вошло в моду, благодаря Анне Австрийской, которая приходилось дочерью королю Филиппу III. Она настолько великолепно выглядела в нем на своей свадьбе, что положила начала новой тенденции в моде того времени.

Королева Виктория в 1840 году шла под венец в белом платье, чем вызвала большой ажиотаж среди прекрасных дам. Ее платье было пошито из дорого белоснежного атласа и стало прородителем нынешнего классического свадебного платья с пышной юбкой и корсетом.

В Японии традиционно надевают белое шелковое кимоно, но в течение торжества так же часто переодеваются в кимоно красно-золотистых цветов. Японцы верят, что красный цвет поможет сохранить супружеское счастье и защитит семью от злых духов. Но конечно в Азию давно пробрались европейская мода, поэтому невеста так же может быть в традиционном для нас белом платье.

В Ирландии когда-то все невесты были одеты в платья изумрудного цвета.

В России же, девушки стали надевать белое платье на свадьбу в период правления Петра I.

Ведь в то время западные новшества входили в моду, но это прижилось не сразу. Еще достаточно долго свадебным платьем служили красные сарафаны, расшитые золотой нитью.

Наши мамы и бабушки часто любят повторять, что свадебное платье должно быть белым – и только белым, ведь оно символ невинности и чистоты девушки. Сейчас конечно таким атрибутом является фата, поэтому для тех, кто выходит замуж во второй раз, часто в салонах предлагают платье алого цвета и ограничиться праздничной прической вместо нее.

Но отбросим предрассудки и вспомним, что мы живем в то время, когда любое желание можно смело воплотить в жизнь. Свадебная мода диктует свои правила и каждая девушка в праве сама решать, что надеть в один из самых счастливых дней ее жизни.

К тому же на сегодняшний день, свадьба – это не обязательно венчание или ЗАГС. Торжество может состояться на пляже, в клубе, везде, где душа пожелает. Исходя из этого, и запросы к наряду будут индивидуальны, в каждом отдельно взятом случае.

Вы должны понимать, что платье белого цвета - весьма обширное понятие, ведь львиную долю в его внешнем виде сыграет ткань и непосредственно крой. Оно может быть классического кроя, или короткое, пышное, «рыбкой» или в стиле ампир. Нежный шелк, прозрачный шифон, тяжелый атлас, а быть может и лен. Можно пошить все, что угодно главное, чтобы хватило фантазии дизайнера или вашей собственной.

Не стоит забывать, что все мы разные, и то, что к лицу одной, может совершенно не подойти другой девушке.

Белоснежное платье будет безупречно смотреться на темноволосой девушке с идеально ровным загаром. А вот красавицам с бледной кожей, подойдут более теплые оттенки шампань или айвори.

Подобрать оттенок так же можно по типу внешности: молочно белый, бело-зеленоватый, бело-розовый, цвет слоновой кости.

Если вам хочется выделяться на фоне белоснежных невест, но и к кардинальным мерам вы не готовы, то задайте тон свадьбе с помощью аксессуаров.

Букет, ленты на платье, пояс, туфельки, сумочка все это можно выполнить в определенном цвете, а непосредственно само платье оставить белым. Таким образом вы не слишком шокируете своих родных и гостей, ведь согласитесь, в нашей стране к цветным платьям еще не привыкли, но и сможете воплотить в реальность свои мечты.

Если вы все же решитесь на цветное платье или аксессуары, то стоит поразмыслить о значении того или иного цвета. Ведь наши предпочтения часто связаны с нашим внутренним состоянием.

Красный цвет расскажет о темпераментности девушки, ее сильном характере и самолюбии. Будьте аккуратны в сочетании красного и белого, умело расставляйте цветовые акценты, чтобы цветные элементы не выглядели на фото пятнами.

Зеленый цвет нравится целеустремленным людям, готовым к экспериментам. Часто в платьях использую плавный переход от белого цвета к зеленому, тем самым придавая наряду индивидуальность, но и не делая его вечерним.

Сиреневый и розовый цвета нравятся мечтательным натурам, и чаще всего их торжество проходит в романтической обстановке. К тому же такие цвета подойдут девушкам с любым типом внешности.

Желтый цвет достаточно рисковый, как для свадебного платья, но может понравиться жизнерадостным девушкам, которые хотят, чтобы их свадьба запомнилась окружающим надолго.

Любители синих оттенков излучают спокойствие и умиротворенность. С голубым цветом главное знать меру.

В текущем сезоне все так же модными остались черно-белые платья. Невероятно эффектные наряды, различных фасонов с кружевами и драпировкой тканей.

Не забудьте о том, что наряд жениха должен сочетаться с вашим. Продумайте каждую мелочь, не забудьте о рубашке или галстуке в тон платью.

Безусловно, белый цвет свадебного платья будет фаворитом еще долгие годы, но если вам хочется экспериментов, своего оригинального праздника, то не стоит обращать внимания на условности. С другой стороны, на венчание все же стоит надеть наряд в белых тонах, чтобы подчеркнуть чистоту ваших намерений перед Богом.

Главное правило - чувство стиля. Гармоничный образ можно создать с помощью платья любого цвета и оттенка, свадебное платье не обязательно должно быть белым. Удачного выбора!

Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Когда речь заходит о невесте, мы сразу представляем пышное белое платье… как правило… Уже не редкость, что невесты предпочитают другой цвет при выборе своего свадебного наряда, но всё же белый остается основным, главным, первым, лидером… как хотите, так и называйте, но это факт! И будь – то
кремовый, жемчужный или молочный – это всё равно БЕЛЫЙ цвет.

Но, думаю, никого не удивлю, сообщив, что свадебное платье было белым не всегда и уж тем более на Руси.

В 16– 17 веках подвенечное платье белого цвета надеть могла лишь «Христова невеста», т.е. девушка, которая захотела посвятить себя Богу, уйти в монастырь. «Обычные» невесты же шли под венец в платьях розового или светло голубого цвета. Темные цвета не использовались совсем.

В разных странах и поверья были свои по поводу цвета подвенечного наряда. Так во Франции существовало поверье, что невеста в фиолетовом свадебном платье, обретет мужа, который будет любить её всю жизнь. Ирландские же девушки выходили замуж исключительно в зеленых свадебных одеяниях, считая этот цвет счастливым. А на Руси? Те русские наряды для свадьбы, что мне попадались на глаза, были с преобладанием красного цвета или же оранжевого. Что это – отголоски язычества? поклонение огню? Скорее всего, так оно и есть, ведь несмотря на то, что белый цвет по древним поверьям олицетворял непорочность, а «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья всё же выбирали красный цвет и его оттенки.

В средневековье девушки шли под венец в платьях самых ярких цветов и расцветок, и отличия в нарядах проявлялись в зависимости от места проживания невесты и/или сословия брачующихся, их достатка. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.

Но вернемся к белоснежным свадебным нарядам. Откуда появилась такая традиция и почему так резко изменился цвет платья, тем более, что произошло это не в отдельно взятой стране, а по всему миру.


Моду на светлые - слоновой кости, кремовые, но еще не белые - платья принесла с собой эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Помпеях и Геркулануме достоянием общественности стало множество образцов римского искусства - скульптура из светлого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к белым платьям.

Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.

Вторая версия. Немого раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне. А Позднее эта мода пришла в Испанию, Англию и Португалию.

Однажды закрепившись, белый цвет для подвенечного платья стал традиционным. Поскольку одно из непременных качеств наряда для вступления в брак - его традиционность и некая старомодность. Т.е. невеста в своем подвенечном платье должна выглядеть именно немного старомодно, чтобы соответствовать вкусам предыдущего поколения, к которому принадлежат родители ее будущего мужа.

Свадебное платье, в котором блистает невеста, всегда приковывает к себе всеобщее внимание. С юного возраста девочки мечтают о том, как они будут выглядеть на своей свадьбе, и весь период взросления доводят в своем воображении этот образ до совершенства. Большое количество невест предполагают, что белый цвет свадебного платья стал общепринятым в далеком прошлом, однако данная традиция сформировалась лишь пару веков назад. История возникновения свадебного платья, вызывающая живой интерес у многих, будет освещена в разделах данной статьи.

Цвет платья невесты в далекие времена

Наряды белого цвета невесты стали надевать впервые в Древней Греции. Они назывались "пеплос", имели застежки на плечах, по внешнему виду которых судили об их благосостоянии. Чтобы брак девушки был наполнен счастьем, ее укрывали длинным отрезом ткани золотистого цвета.

Невесты в Древнем Риме надевали на свадебную церемонию ничем не примечательный наряд, облегающий тело, дополняли его большим количеством роскошных украшений.

История свадебного платья на Руси гласит, что в далекие времена в нашей стране господствовали языческие традиции. Обычно представительницы прекрасного пола облачались в красные сарафаны, яркий цвет которых являлся символом защиты от злых духов. Был распространен и другой образ невесты: просватанные девицы носили рубашки, декорированные вышивкой, юбку в красно-синюю клетку с пышно украшенным подолом. Традиция надевать на свадебную церемонию наряды красного цвета сохранялась на Руси до XVIII века.

Свадебная мода в средние века

Во времена средневековья европейские невесты не отдавали предпочтение определенному цвету платья. Они надевали на свадебные церемонии свои лучшие праздничные наряды, отличавшиеся богатой вычурностью. История свадебного платья свидетельствует, что покупать наряды специально для бракосочетания барышни, проживающие на территории Европы, стали в XV веке. Традиционно в этот временной отрезок невесты из богатых семей надевали на церемонию бракосочетания шикарные платья, декорированные мехами, ювелирными изделиями, дорогими тканями.

Девушки в средние века предпочитали выбирать платья темных или ярких цветов. К выбору оттенка свадебного одеяния (история свадебного платья является доказательством этому факту) они подходили с практической точки зрения. На городских улицах в те времена было пыльно и грязно, поэтому платья светлого, а тем более белого цвета можно было легко испачкать.

XVI-XVII века

В этот временной отрезок платья белого цвета носили только представительницы женского пола, ушедшие в монастырь и без остатка посвятившие свою жизнь служению Богу. Темные цвета в XVI и XVII веках уступили господство пастельным голубым и розовым тонам. Нюансы истории свадебного платья на протяжении двух столетий имели прямую взаимосвязь с обычаями разных культур:

  1. Во Франции девушки очень часто выбирали для бракосочетания платья фиолетового цвета, сулившие им любящего супруга на всю жизнь.
  2. Ирландские невесты предпочитали выходить замуж в зеленых одеяниях. По народному поверью, этот цвет привлекает в дом счастье и удачу.

Когда белый свадебный наряд стал традиционным

Как гласит история белого свадебного платья, вплоть до 1840 года традиции надевать на свадебную церемонию наряд белого цвета не существовало. Невесты, как правило, облачались в новые красивые платья, сшитые по последней моде. Революцию в свадебной моде совершила королева Англии Виктория, которая продемонстрировала окружающим на своей свадьбе великолепное белоснежное платье из атласа. Над лентой из кружев, украшавшей линию декольте наряда королевы, опытные мастерицы трудились на протяжении шести месяцев. После свадьбы Виктории образцы изысканного кружева, чтобы никто не мог воссоздать их неповторимый узор, подверглись уничтожению.

Для украшения своего одеяния Виктория использовала лишь брошку с сапфиром, подаренную ей женихом. Внешний вид юной королевы настолько восхитил всех окружающих, что белое свадебное платье стало традиционным не только на территории Англии, но и во всем мире. В России (история свадебного платья подтверждает данный факт) невесты стали облачаться в такие наряды только в XIX столетии.

Этапы эволюции свадебной моды

В эпоху позднего средневековья изысканное и утонченное одеяние невесты отличалось узким кроем, шикарным декольте, длинными рукавами и шлейфом. В эпоху Возрождения, пришедшую ей на смену, свадебное платье, обычно декорированное жемчугом и вышивкой, обязательно должно было подчеркивать пышность форм представительницы женского пола, ниспадая на пол массивными складками.

Эпоха рококо (как гласит история свадебного платья) добавила одеяниям невест напускной вычурности. Стильными в этот временной отрезок считались платья с огромными многослойными юбками и большим количеством шлейфов, рюшей и бантов. В дополнение к данным нарядам невесты нередко надевали массивные парики. Свадебные платья эпохи ампира, имевшие завышенную талию, были легкими и воздушными. Их шили из тончайшего шелка и надевали с перчатками.

Непременным атрибутом подвенечных являлось кружево.

Свадебные наряды XX века

С приходом XX столетия свадебная мода начала вновь обретать простоту и становиться элегантной и более сдержанной. Кардинальные изменения (история свадебного платья служит доказательством данному факту) затронули и длину наряда. Если в начале столетия платье, которое слегка открывало лодыжки, считалось дерзким, то в шестидесятые годы появились прямые и свободные подвенечные наряды рубашечного покроя, а с течением времени ультрамодными стали платья мини.

Фасоны свадебных нарядов в XX веке также претерпели немало изменений. В 20-е годы невесты вступали в законный брак в платьях простого покроя с незначительно приспущенной талией, в 30-е образ новобрачных стал более женственным, в 40-е свадебная мода отличалась строгостью и четко очерченными линиями. В 50-е годы модным стал романтический стиль, в 60-е - минимализм, в 70-е - стиль хиппи со своей простотой и свободой, в 80-е - спортивный стиль. С 90-x годов XX столетия уверенно стало набирать свои позиции белое платье как у сказочной принцессы, окутывающее представительниц прекрасного пола ореолом невинности.

Приметы, связанные со свадебным нарядом

Вот некоторые приметы, связанные со свадьбой:

  • жених не должен видеть платье своей суженой до свадьбы;
  • запрещается продавать свадебный наряд, чтобы сохранить брачный союз, нужно хранить его всю жизнь;
  • свадебное платье девушке следует надевать только через голову;
  • не рекомендуется брать свадебное одеяние напрокат или приобретать с рук, оно непременно должно быть новым, иначе представительницу слабого пола будут преследовать долги;
  • чтобы защититься от сглаза, невесте необходимо сделать несколько стежков нитками синего цвета на подоле платья.

Тенденции современности

В настоящее время невесты могут остановить свой выбор на свадебном платье (мистические истории, связанные с этим нарядом, будоражили общество во все времена) любого фасона и цвета. Стили и модели свадебных нарядов поражают своим разнообразием, белый цвет подвенечного платья, трактующийся как невинный и непорочный, остается традиционным.

В наши дни девушка в самый важный день своей жизни может предстать в образе, который она лелеяла в своих мечтах. У нее есть свобода выбора и шанс перевоплотиться в деловую леди, романтичную прелестницу, принцессу из Средневековья, греческую богиню. Не самое главное, на каком платье остановит свой выбор невеста, главное, чтобы она была самой счастливой.

Проведите небольшой эксперимент: спросите у членов семьи, соседей, друзей, коллег, что символизируют белое свадебное платье и белая фата невесты. Уверена, что в подавляющем большинстве случаев вы услышите: «Это цвет чистоты, невинности, непорочности, целомудренности». А ведь это совсем не так!

Издревле у всех народов белый цвет символизировал Прошлое, это был цвет памяти и забвения, отрешения от мира земного. Именно поэтому у древних народов Земли, в том числе и у славян, белый цвет был (а у некоторых остаётся до сих пор) цветом траура, смерти, умирания. Это, кстати, перешло и в христианскую традицию, - ангелы и причисленные к лику святых изображаются в белых одеждах, которые демонстрируют отнюдь не их непорочность, а принадлежность к иному миру.

Так почему же невесту, согласно русской (и любой другой славянской) свадебной традиции, облачали в траурные цвета? Чтобы это понять, мы должны вспомнить, что значил род для древнего человека. Для древнего человека род (семья) означал буквально всё: вне рода человек не имел ни прав, ни обязанностей; он не воспринимался соплеменниками как личность, но только как член определенной семьи. Да и сам древний человек ощущал себя не индивидуальностью, но исключительно членом рода, постоянно ощущая его мощную поддержку. Девушка, становясь женой, покидала свой род, «выходила» из него. Она «умирала» для своего рода и «рождалась» заново в другом. Отсюда и облачение в траурные, белые, одежды.

С этими поверьями связаны традиции плача невесты и плача (голосьбы) по невесте. Ну, почему «голосили» по невесте, вы теперь и сами можете сказать. А вот почему сама невеста просто должна была горько и много плакать? Дело тут вовсе не в том, что девушка опасалась неизвестности, боялась того, как примут ее в новой семье. Дело в том, что, покидая свой род и переходя в чужой, она отказывалась от своих духов-покровителей и отдавала себя под покровительство родовых духов мужа.

Своими слезами она как бы и благодарила прежних покровителей, и извинялась перед ними за «измену», за «обиду», которую она им причиняет, отказываясь от них. Всем нам известна такая картина: невеста в ожидании прихода жениха сидит, празднично одетая, с подружками в своей комнате. Но не всегда было так. У древних славян, да и позже, во многих русских, украинских, белорусских сёлах вплоть до XIX века, невеста во время прибытия свадебного поезда сидела на печи в своей повседневной одежде и оплакивала прежнее житьё в семье. Переодевалась же она в свадебное платье только после прибытия жениха. И древний смысл этого действа – прощание с домашним очагом, родом, родовыми духами.

С «умиранием» невесты в своем роду связана и традиция покрывать голову девушки фатой. Я сейчас имею в виду не ту прозрачную накидку из кружева или фатина, к которой мы все привыкли, а непрозрачный плат (два неразрезанных платка) из плотной ткани белого или красного цвета, которым покрывали в Древней Руси невесту, делая ее лицо совершенно невидимым для окружающих. Кстати, если уж я упомянула красную фату, то надо сказать и о том, что траурным цветом в древности был не только белый, но и красный, а точнее – бело-красный. Вспомните изображения народного свадебного платья: ведь оно было не чисто белым, а с элементами красного цвета. Фата же, как я уже говорила, была либо белой, либо красной (любители индийских фильмов, вам вопрос на засыпку: какого цвета одежда современных индийских невест?).

Так почему лицо невесты закрывали непрозрачной плотной тканью? Да всё по той же причине: согласившись на брак, она «умерла» для своего рода и пока еще не «возродилась» для другого, а соприкасаться (даже взглядом) обитателям одного мира с обитателями мира иного, по поверьям древних славян, было запрещено. Почему? Потому что, как считали наши предки, любое соприкосновение нашего мира с миром мёртвых вело к неисчислимым несчастьям и даже гибели мира живых. Потому и нельзя было никому лицезреть невесту, дабы не принести несчастья ни ей, ни её родне, ни себе самим.

Со временем древний, изначальный, смысл этих свадебных традиций, как и массы других народных свадебных традиций и обрядов, несколько изменялся или вовсе утрачивался. Смысл некоторых преобразовался настолько, что они воспринимаются нами как забава или игра на свадебном торжестве. Но если кому-то очень захочется выяснить, откуда идёт в России обычай разбивать тарелку на свадьбе или громко сигналить из автомобиля при возвращении молодоженов из загса, почему невесту вносят в комнату через порог и прочее-прочее-прочее, то достаточно просто задаться вопросом. Например… почему свадебное платье невесты белое.

Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Когда речь заходит о невесте, мы сразу представляем пышное белое платье… Уже не редкость, что невесты предпочитают другой цвет при выборе своего свадебного наряда, но всё же белый остается основным, главным, первым, лидером…

Но так было не всегда…

В ХVI-ХVII веках надеть белое подвенечное платье могла только «невеста Христова», т. е. девушка, уходившая в монастырь, чтобы посвятить себя Богу. Или очень смелая девушка, или… сумасшедшая. Обычно же невесты шли под венец в платьях голубого или розового цвета. Темные тона также считались непригодными. Только на юге Франции невеста, если боялась докучливости свекрови, могла сшить подвенечный наряд фиолетового цвета, а если хотела, чтобы муж до конца дней сходил с ума от страсти к ней, то надевала бордовое платье. А ирландские невесты шли под венец только в зеленом наряде и чепце с зелеными лентами, ибо в этой стране самым счастливым считался зеленый цвет.

А на Руси? Русские наряды для свадьбы были с преобладанием красного цвета или же оранжевого. Скорей всего это отголоски язычества. Несмотря на то, что белый цвет по древним поверьям олицетворял непорочность, а «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья всё же выбирали красный цвет и его оттенки. Например, сельские невесты буквально до середины двадцатого века надевали на свадьбы национальные костюмы — блузы и сарафаны. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», — поется в песне. То есть свадебное платье молодой состояло из парчового сарафана, цветных башмаков, красных или голубых…

Но вернемся к белоснежным свадебным нарядам. Откуда появилась такая традиция и почему так резко изменился цвет платья, тем более, что произошло это не в отдельно взятой стране, а по всему миру.

Моду на светлые — слоновой кости, кремовые, но еще не белые — платья принесла с собой эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Помпеях и Геркулануме достоянием общественности стало множество образцов римского искусства — скульптура из светлого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к белым платьям.

Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.

Вторая версия. Немого раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне. А позднее эта мода пришла в Испанию, Англию и Португалию.

Иная ситуация у восточных красавиц. Ведь там белый цвет считается траурным, цветом скорби. Поэтому молодые никогда не надевают на свадьбу ничего белого. Их костюмы всегда выдержаны в желто-золотистой или красной гамме, как в Индии и Китае; юные японки надевают голубые, синие или темно-синие кимоно, мечтая о том, чтобы выбранный ими цвет совпал с цветом плаща жениха. Такое совпадение сулило благополучный брак. А так как видеть кимоно невесты до свадьбы не полагалось, родные жениха иногда подкупали будущих родственников, чтобы выведать цвет подвенечного кимоно.

А Вы что-то можете добавить из истории свадебного платья?