Все о тюнинге авто

Как приучить ребенка к садику? Сколько ребенок привыкает к садику и как сделать адаптацию в первые дни безболезненной? Адаптационный период для нового сотрудника – сколько равен по продолжительности, методы и желаемые результаты Как долго проходит адаптац

Адаптационный период для нового работника на месте, это время, которое играет важную роль не только в начале работы, но и для последующего сотрудничества.

Сроки этого периода могут быть самыми разными и чем быстрее работник вольется в коллектив и вникнет в работу, тем проще будет и ему, и окружающим. О том, что такое адаптационный срок, для чего он необходим и как правильно ввести нового работника в курс дел – поговорим в сегодняшней статье.

Что такое адаптационный период?

Адаптационный период – определенный временной отрезок, в течении которого сотрудник осуществляет выполнение ряда задач, для упрощения и максимальной автоматизации работы в будущем.

Обычно адаптационный период совпадает с . Длительность такого периода обычно составляет 3-12 месяцев. В некоторых случаях может потребоваться более длительный срок, либо же наоборот, работник освоится раньше.

Адаптационный период в целом может включать в себя следующие задачи:

  1. Знакомство с коллективом;
  2. Освоение культуры и этики коллектива;
  3. Освоение навыков и приемов работы;
  4. Ознакомление с внутренним регламентом организации;
  5. Изучение партнеров и клиентов компании;
  6. Освоение возможности карьерного роста;
  7. Изучение иных навыков, необходимых в работе.

Таким образом, адаптационный период позволяет максимально подробно изучить компанию, коллектив, специфику работы, а также решить и сотруднику, и руководителю, возможно ли продолжение сотрудничества сразу после испытательного срока.

Если разделять адаптационный период по методам подхода, то можно выделить следующие его стороны:

  1. Психологический метод – вливание в коллектив, установление дружеских и уважительных отношений, установка уровня субординации с руководством и так далее;
  2. Профессиональный – получение основных навыков для работы и освоение принципов политики компании в целом;
  3. Организационный метод – изучение сети взаимодействия с другими компаниями, отделами, филиалами. Получение навыков карьерного роста;
  4. Режимный – метод, позволяющий привыкнуть к новому ритму работы и темпу выполнения задач.

Исходя из описанного выше, адаптационное время – способ быстро научить работника основным принципам и методам работы, познакомить с коллективом, понять основные правила корпоративной культуры и этики, а также наладить отношения с окружающими, стать неотъемлемым звеном одной команды.

Поэтому правильная адаптационная подготовка – залог быстрой адаптации сотрудника и квалифицированного выполнения им своих должностных обязанностей.

Кто должен проводить адаптацию

Правильная программа адаптации позволяет работнику быстро освоиться.

Адаптационную работу с сотрудником может проводить любой член коллектива. Обычно наставника назначают из наиболее активных и добросовестных работников компании. Но если речь идет о большой корпорации, то в данном случае работа по новичка может быть возложена сразу на несколько лиц.

Приведем пример распределения адаптационной работы:

  1. Начальник – подготавливает все должностные инструкции для сотрудника, организует ему удобное рабочее место, занимается всеми документационными вопросами, вводит работника в курс дела;
  2. Кадровый работник – извещает работника о дате выхода на работу, собирает документы для руководителя, предоставляет новому сотруднику все необходимое для работы (канцелярию или инструменты), знакомит сотрудника с коллективом;
  3. Наставник – человек, который на данном этапе является главным направляющим сотрудника. Именно от того, как сложатся отношения с наставником, от его компетенции и знаний будет зависеть скорость адаптации сотрудника и его профессионализм, а также вся дальнейшая карьера.

В целом, обычно процесс адаптации проходит достаточно хорошо, если руководителем приложены для этого все необходимые усилия. Грамотные руководители всегда стараются в полной мере предоставить новому работнику все необходимые условия для правильной и своевременной адаптации.

Верно проведенная адаптация работника позволяет:

  • установить гармоничные отношения в коллективе;
  • раскрыть в полной мере потенциал сотрудника;
  • позволить работнику занять удобное место в иерархической системе компании;
  • увеличить возможность развития специалиста в профессиональной сфере;
  • получить сплоченный и ответственный коллектив;
  • значительно повысить производительность труда;
  • повысить ответственность сотрудников и пунктуальность, а также решить многие другие задачи.

Кроме того важно помнить, что неправильная адаптация или же ее полное отсутствие как таковой, это верный путь к апатии, депрессии, плохому настроению сотрудника и многим другим проблемам. Кроме того, неважные или того хуже враждебные отношения в коллективе – прямой путь к крушению компании.

Плохие отношения между сотрудниками приводят к постоянным ссорам, некачественному выполнению работы, отсутствию ответственности, а также к безынициативности работников. Поэтому своевременное и грамотное проведение адаптации – ключ к успеху не только для нового сотрудника, но и для руководителя.

Важно понимать – для каждого человека, ввиду его психологических и психофизических особенностей срок может быть самым разным. Поэтому устанавливать жесткие рамки адаптации не стоит.

Обычно, адаптационный период заканчивается оцениванием возможности работы в компании, как сотрудником, так и работодателем. И если работник с удовольствием остается работать, значит начальник все сделал правильно.

Если все пошло не так

Нужно внимательно следить за работником в период адаптации.

Нередко возникают и ситуации, когда работник никак не может привыкнуть к работе и коллективу. Сигнализировать об этом могут следующее:

  1. Нежелание сотрудника выполнять новые задачи;
  2. Апатия к работе в целом;
  3. Отношения в коллективе становятся натянутыми, к новичку относятся предвзято;
  4. Клиенты или же партнеры жалуются на некомпетентность сотрудника;
  5. Работник и руководитель никак не могут найти общий язык.

Помимо этих причин есть и масса других, но все они направлены исключительно на негатив – работа сотруднику не в радость и для компании приносит только негативные последствия.

Происходить подобное может по двум основным причинам – неправильно проведена адаптация работника, либо же сам специалист некомпетентен в своей области. И в том и в другом случае, руководителю следует принять меры по исправлению ситуации.

Например:

  • открыто поговорить с работником о сложившейся ситуации и своих недовольствах, выслушать точку зрения сотрудника;
  • предложить работнику пройти обучение по специальности;
  • сменить тактику адаптации новых сотрудников;
  • провести беседы с коллективом и так далее.

Методов исправления ситуации достаточно много и от того, насколько инициативна каждая сторона зависит исход дела.

В целом же, если обе стороны ведут себя апатично, то рано или поздно это приведет к расторжению .

Сотруднику следует вести себя корректно.

Для того, чтобы правильно и успешно пройти адаптационный период и , нужно выполнять некоторые универсальные рекомендации.

Приведем лишь некоторые примеры «правильного» поведения на новой работе:

  1. Доброжелательное отношение к коллегам;
  2. Отсутствие предвзятости в любой ситуации;
  3. Вежливое и корректное общение даже при конфликтных случаях;
  4. Максимальное повышение уровня профессиональной квалификации;
  5. Пунктуальность;
  6. Субординация;
  7. Аккуратное выполнение работы в любом случае;
  8. Позитивное отношение к жизни вообще и к работе в частности.

Помните, нет универсальных рецептов для успешной адаптации новичка, есть только желание сделать адаптационный период максимально коротким и результативным.

И в зависимости от того, насколько и работник и руководитель захотят реализации всех своих профессиональных навыков зависит результат их совместного труда.

Из этого видео вы узнаете все об адаптации персонала.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Елена Перевалова
Адаптация в детском саду. Из опыта работы

Эссе на тему :

«Адаптация в детском саду »

Каждый ребёнок, в определенный период времени, должен становиться способным жить среди других людей, т. е «социализироваться» . В начале малыш растет в условиях семьи и привыкает к определенному распорядку жизни (режиму дня, характеру питания, к определенной обстановке, способам обращения с ним, к требованиям со стороны домашних. У него сложились определенные привычки, выработался стиль поведения , отношений с членами семьи. К 2-3 годам все привычки становятся устойчивыми.

Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, привычные для него условия жизни меняются. И, конечно же, для малыша это трудная задача, требующая перестройки поведения. В это период у ребенка могут появиться проблемы (заболевания, снижение аппетита, нарушение сна, нарушение эмоционального состояния, которые с прохождение адаптационного периода проходят .. Некоторые родители не понимая «временности» этого явления начинают паниковать. Забирают детей из детского сада , не дав ему возможности адаптироваться . Особо испытывают трудности в адаптационный период дети , которые привыкли к общению только с родителями или незнающие отказа ни в чем.

Так ко мне в группу 1.06.2013 года поступил Кирилл К. Мальчик из полной семьи, до поступления в ДОУ общался в основном с мамой, папой, бабушкой. С первых дней неохотно оставался в детском саду , с детьми общался с трудом, стал часто болеть. Родители в свою очередь решили, что всему виной недосмотр, неправильное отношение к мальчику воспитателей и других работников сада и забрали ребенка.

Сколько времени длиться адаптационный период , и каков его характер?

Все зависит от следующих особенностей;

*возраст ребёнка

чем меньше возраст ребенка, тем адаптироваться ему труднее

* состояние здоровья, уровень развития

здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности адаптации

*индивидуальные особенности

дети при поступлении в садик по-разному ведут себя в первые дни. Одни капризничают, плачут, отказываясь есть, спать, просятся к маме. Но, проходит какое -то время, буквально несколько дней, и поведение ребёнка меняется : аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой товарищей. Другие дети, наоборот, в первые дни охотно входят в группу, спокойны, но через несколько дней отказываться идти в сад, при расставании с родителями плачут, отказываются кушать, спать, не играют. Так может продолжаться довольно длительное время и это нормально.

*опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден. Положительный результат зависит от того, как совместно сработают родители и работники детского сада .

Я работаю в сельском детском саду , где дети начинают в сад приходить в 2 года. Считаю, что у воспитателей и родителей в этот период общая задача – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада .

И вот для менее болезненного прохождения адаптационного периода ребенка провожу следующую работу ;

*перед поступлением ребенка в детский сад долго , основательно беседую с родителями (желательно и папой, и мамой) . Выясняю, как можно больше о жизни ребенка дома (как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, о любимых игрушках, тип общения, уровень самостоятельности в самообслуживания и т. д.). Полученную информацию я учитываю в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком .

В ходе беседы знакомлю с режимом дня в садика. Совместно обсуждаем, что нужно сделать для согласования домашнего и садиковского режима. Если малыш испытывает трудности в общении со сверстниками или общается только с родителями, советую родителям почаще водить его на детские площадки , приглашать в гости его сверстников. В случае привычки к тому, что за ребенка делают все взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно (поддерживали его желания; самому есть, одеваться и т. д.) . Дома в семье советую создать спокойный климат для него. В первые дни не оставлять в детском саду на целый день , раньше забирать домой. Внушать ребенку, что он вырос, его даже берут в детский сад .

Приход в детский сад ребенка должен быть постепенный. В начале приводят в группу познакомиться с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению.

Я дружелюбно, ласково разговариваю с малышом (в обязательном присутствии мамы, помогаю переодеться, показывая шкафчик. Приглашаю малыша со своей игрушкой, и вместе с мамой пройти в группу. Я убеждаю маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе, т. к. в присутствии мамы ребенок чувствует себя защищенным. Знакомлю малыша с игрушками, стараюсь вовлечь в игры. Затем прошу маму, предупредив ребенка, отлучиться на некоторое время (побыть в приемной,и непременно вернуться. Этим самым показать ребенку, что его не обманули, и он может доверять.

С каждым днем увеличиваю время пребывания ребенка в детском саду . Каждое утро я приветливо и дружелюбно встречаю малыша. Говорю ему, что его ждут игрушки и другие дети. Стараюсь заинтересовать ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его любимую игрушку.

Во время режимных моментов учитываю индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом положи его игрушку. Во время засыпания я ласкаю ребенка, при просьбе посидеть с ним, сажусь рядом. Стараюсь завоевать доверие малыша.

Чем быстрее малыш почувствует доверие ко мне, установит контакт со мной, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Признаком того, что период адаптации завершился , является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, он увлеченно играет с игрушками, доброжелательно относится ко мне и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, встречая их вечером с улыбкой.

Братья и сестры.

В 5-6 лет обостряются конфликты с братьями и сестрами. Это случается не столько из-за ревности как таковой, сколько из-за неумения ребенка направить свои чувства в позитивное русло - сделать маме подарок и услышать похвалу. Покажите ему, как можно себя вести.


В суматохе перед 1 сентября не многие родители успевают задуматься о таком явлении, как психологическая адаптация ребенка к школе. Между тем, в один день для первоклассника меняется весь уклад жизни. Игры уходят на второй план, а главная деятельность теперь – это учеба в совершенно новом месте и в непривычном коллективе.

Что такое адаптационный период?

Адаптацию можно охарактеризовать как привыкание к новым условиям жизни. Для первоклассника это практически шоковый период, поскольку школа меняет режим дня, обязанности и круг общения ребенка. Он попадает в новую среду, где нужно оперативно выстроить хорошие отношения со сверстниками и с учителями. К тому же, с первого учебного дня детям приходится соблюдать массу незнакомых правил, многие из которых оказываются довольно тяжелыми.

Очень важно, чтобы родители понимали, как нелегко приходится их малышу в этот момент, и всячески его поддерживали. Адаптация - многоплановый процесс, охватывающий несколько сторон жизни, так что члены семьи должны помогать комплексно, а не только в выполнении домашних заданий.

Сколько длится период адаптации?

Адаптационный период к школе может длиться от пары недель до полугода и даже больше. Конкретное время зависит от характера ребенка и условий, в которых он жил последние 2-3 года. Очевидно, что детсадовские малыши осваиваются в школе легче домашних детей просто потому, что не понаслышке знакомы с жестким режимом дня и большим коллективом сверстников. Немаловажным факторам оказывается самооценка ребенка и родительский настрой.

Также не секрет, что коммуникабельные дети-экстраверты быстрее приспосабливаются к школьной действительности, тогда как интроверты зачастую держат все страхи и переживания в себе, что несколько затормаживает адаптацию.

Признаки успешной и затруднительной адаптации

Ребенка можно поздравить с успешной адаптацией к школе, если ему нравится процесс обучения и он не испытывает излишней неуверенности в себе. Показателем служит и тот факт, как он справляется с учебной программой, если она не предполагает повышенной сложности. Но главный признак хорошо пройденной адаптации - это степень самостоятельности ученика. Если он сам понимает, что по приходу домой ему нужно сделать домашнее задание, и зовет вас на помощь лишь тогда, когда у него что-то не получается - значит, ваш малыш прекрасно справляется с этим трудным этапом в жизни. Играют роль и отношения с одноклассниками. Появление приятелей в школе является необходимым условием для комфортного самочувствия ребенка.

О тяжело протекающей адаптации говорит повышенная утомляемость малыша и расстройства сна. Также для нее характерно неверие в свои силы и нежелание учиться: «я боюсь», «у меня не получится», «я не хочу идти завтра в школу» и т. д. Имеет значение и количество дружественных контактов ребенка в классе.

Отсутствие хотя бы двух хороших приятелей за 2-3 месяца в школе - это тревожный звоночек. Возможно, при перечисленных случаях стоит прийти на прием к неврологу, который может назначить курс успокаивающих препаратов с ноотропным действием. К таким средствам относится Тенотен детский - он повышает концентрацию внимания и память ребенка, успокаивая и помогая адаптироваться к школьным условиям.

Прежде всего, важна психологическая установка ребенка, которую во многом формируют родители. Постоянно давайте малышу понять, что учеба - это серьезный процесс, требующий усилий. Все не может получаться идеально, и небольшие неудачи неизбежны. При этом не забывайте подчеркивать плюсы школы: общение с новыми ребятами, всевозможные внеклассные занятия и поездки, радость от учебных побед. В целом, говорите о школе в позитивном ключе, вспоминая любопытные истории из своей школьной жизни.

Если ваш ребенок пока плохо справляется с такими рутинными задачами, как уборка на столе и переодевание после прогулки, посвятите время исправлению этой ситуации. Самостоятельность ребенка в таких мелочах значительно облегчает школьные будни и не дает ребенку почувствовать себя отстающим от остальных.

Обратите особое внимание на выполнение домашних заданий. Вариант, когда родители сами усаживают ребенка за стол в удобное для них время, совершенно не пригоден. В домашнем расписании должно быть определенное время для учебного процесса. Идеальное время - с четырех до шести часов дня, когда малыш успевает отдохнуть после школы, но еще не чувствует вечерней усталости.

Запись в кружки и секции желательно отложить на вторую четверть или хотя бы на октябрь, чтобы нагрузка на ребенка не превысила свой критический максимум. При этом дополнительные занятия должны нравиться ребенку и выполнять функцию переключения на новый вид деятельности. Иными словами, кружку английского языка, если он уже преподается в школе, на первых порах лучше предпочесть спортивную секцию.

Родителям также не стоит строить наполеоновские планы и заранее видеть своего ребенка круглым отличником. Первокласснику больше нужна помощь и понимание, чем суровые требования. Вы можете спрашивать с малыша «по всей строгости» только в тот момент, когда он начнет демонстрировать стабильное эмоциональное состояние и хорошую работоспособность. Пока же, до полного завершения адаптационного периода, относитесь с понимаем к промахам и недочетам.

В любой семье рано или поздно приходит время отдать ребёнка в детское учреждение. Причины бывают самыми разными. Чаще всего маме просто пора выходить на работу, так как подходит к концу отпуск по уходу за ребёнком. Темперамент и привычка к дому у всех деток разные, поэтому переносят они новое для себя окружение так же по-разному: кто-то легко привыкает и идет на контакт с воспитателями и другими детьми, а для других этот процесс проходит болезненно.

Вопросу о том, как адаптировать ребенка к детскому саду,будет посвящена эта статья.

Почему родители отдают маленьких детей в садик

В некоторых семьях ребёнка отдают в детский садик раньше трёхлетнего возраста. Это может быть сделано по нескольким причинам:

  • ребёнок сам так рвётся в сад, что буквально заставляет родителей его туда отвести;
  • маме проще справиться с адаптационным периодом и помочь в этом ребёнку, ведь ей ещё несколько месяцев не придётся выходить на службу, а значит, она сможет забирать своего кроху пораньше;
  • семья стеснена в средствах, и еда в детском саду намного разнообразнее и калорийнее домашней, и многое другое.

Какой бы ни была причина отдать своего ребёнка в данное государственное учреждение в каждом конкретном случае, родители должны учитывать особенности адаптации ребенка к детскому саду, к новым для малыша условиям. У одних детей это получается лучше, у других - хуже, но в конечном итоге 99% малышей успешно проходят адаптацию к переменам в жизни.

Чем полезен детский сад для малышей

До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка. Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность. Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.

Плюсы детского сообщества:

  1. В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
  2. Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
  3. Установка из младенчества «я - мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
  4. Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:

  1. Не стоит устраивать из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
  2. Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
  3. Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
  4. Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
  5. Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.

По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
  2. Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).

Как облегчить задачу воспитателям

Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:

  1. Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
  2. Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
  3. Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.

Длительность периода адаптации

Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду. Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение. Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.

Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.

Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно. Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада. Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.

В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.

Изменения в поведении

Для каждой мамы её ребёнок является самым хорошим, самым любимым и самым послушным. Он не кричит и не капризничает дома, выполняет все просьбы и помогает маме, ложится спать вовремя и играет самостоятельно. Но вот ребёнок пошёл в детский садик, и всё изменилось до неузнаваемости: малыш стал кричать, или, наоборот, затих совсем, перестал помогать, самостоятельно одеваться или раздеваться, забыл навык пользования горшком, возможно, он даже стал бить маму, кусаться и бить посуду…

Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.

Что делать, если поведение изменилось

Вне зависимости от того, сколько длится саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:

  1. Первое, что советуют психологи - набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
  2. Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
  3. Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала - на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.

Подготовительные игры

В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры - вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду. Самое главное - если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

Лучше пропустить какие-то (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит. Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить. Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.

Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:

  1. Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
  2. Посещение детского дошкольного учреждения - огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать - он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
  3. Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.

Зачем нужен сон

Чтобы ответить на вопрос, как адаптировать ребенка к детскому саду, следует знать о важности достаточного времени для сна. Чем больше ребёнок спит, тем лучше. Первое время он может просыпаться среди ночи, плакать, вскрикивать, кидаться к маме в страхе, что она его в следующий раз не заберёт. В первые две недели детям часто это снится, особенно если не найден контакт с воспитателями. Следует набраться терпения - это пройдёт.

Во время сна организм отдыхает и восстанавливает эмоциональные и физические силы, поэтому это время очень важно.

Поведение родителей

Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.

Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.

О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников. Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года. Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.

Заключение

Залог успешной адаптации ребёнка - спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Ребёнок «считывает» информацию и сам становится спокойнее. Поэтому если мама не может смотреть на детские слёзы, более того, всё время их подсознательно ожидает, пускай первый месяц-два ребёнка отводит папа или другой, более спокойно настроенный член семьи.

Большинство детей приобретают психологическую готовность к детскому саду в 3-4 года.

Это и умение ребенка общаться с другими детьми, то есть уметь делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки у других детей и не драться с ними. Но самое главное — это умение расставаться с мамой. Сами понимаете, если ребенок впервые расстанется с мамой в первый день в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Так что ваша задача — заранее приучить ребенка к тому, что вы можете отсутствовать.

К этому возрасту ребенок уже:

  • владеет простейшими навыками самообслуживания (просится на горшок, ест и пьет сам) и проявляет интерес к самостоятельности в быту (есть из ложки, умываться, одеваться)
  • может объясниться словами, рассказать, попросить о чем-то
  • может оставаться некоторое время без мамы
  • может играть самостоятельно
  • днем засыпает сам, достаточно быстро и спокойно, у него один сон днем;
  • в основном легко идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет просить и оказывать помощь
  • любит играть и общаться с другими малышами, даже не знакомыми ему
  • любит различные игры, занятия (творческие и интеллектуальные)
  • интересуется новым, задает вопросы
  • у него нет чрезмерной привязанности к кому-либо из взрослых
  • у малыша в основном устойчивое положительное настроение дома
  • Его режим приближен к режиму детского сада (легко встает утром, вечером рано засыпает)

Как помочь ребенку привыкнуть к новому этапу в его жизни

  • Подготовка малыша к посещению детского сада должна начинаться не позже чем за месяц до поступления в него. Психологи считают, что самый лучший способ познакомить малыша с новой для него ролью и пространством — игра в детский сад. Проигрывайте как положительные (праздники, прогулки, совместные игры), так и трудные ситуации (необходимость делать то, что говорят, кушать то, что предлагают, соперничество за одну игрушку и так далее).

  • Важный момент — проигрывание расставания с мамой. Можно играть в прятки (маму не видно, но она обязательно найдется) или «клубочек и ниточку»: показывать ребенку, что даже отматывая нитку на большое расстояние, мама всегда остается вместе с ребенком, и между вами такая волшебная нить есть всегда.
  • Малышу может быть еще непонятно, что такое «мама пошла на работу», поэтому важно рассказывать ему о своей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Ему так-же важно знать, как мама по нему скучает и ждет встречи вечером. Рассказ о том, как вы вместе проведете вечер и выходные дни, может утешить малыша по дороге в детский садик больше, чем внушение ему установки «Все туда ходят, и никто не плачет».
  • Будет здорово, если у малыша уже есть опыт общения со сверстниками в кружках, на развивающих занятиях или просто в «детских» гостях.
  • Также по возможности организуйте малышу экскурсию в садик — на территорию и в группу. Можно познакомиться заранее с воспитателями.
  • Полезно научить ребенка навыкам самообслуживания и соблюдению простых правил детского сада: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова, убирать за собой игрушки.

Сколько длится период адаптации к саду и как проявляется в поведении ребенка в саду и дома

Обычно выделяют три варианта адаптации малыша к детскому саду — легкая адаптация, средняя и тяжелая.

Легкая адаптация происходит в течение месяца: нормализуется поведение, аппетит становится обычным через неделю-полторы, сон налаживается за 1-2 недели, малыш не болеет.

Адаптация «средней тяжести» : сон и аппетит приходят в норму через 3-5 недель, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может на несколько дней заболеть ОРВИ.

Не стоит остро реагировать на выходки ребенка дома и наказывать его за капризы. Сохраняйте спокойствие, терпение и заботливую внимательность. У него нелегкий период в жизни. Не слишком переживайте и не создавайте сверхкомфортные условия при болезни малыша — чтобы у него не появилось предпосылок убегать от жизненных трудностей в болезнь. Дети быстро настраивают нужным образом иммунную систему, чтобы устраивать себе «каникулы». Внимания во время болезни надо оказывать столько, сколько действительно необходимо. Стоит создать условия, показывающие, что болеть — скучно, а вот при выздоровлении к ребенку возвращается возможность самостоятельно играть.

Нельзя совсем не обращать внимания на переживания малыша: тактика «ничего, пострадает и перестанет, все привыкают» может нарушить ваше взаимное доверие, а также негативно повлиять на отношение малыша к общественным институтам в целом (школе, кружкам, лагерям). Важно, чтобы ребенок знал, что вы его поддержите в любой момент и поможете наладить новые отношения

О тяжелом протекании адаптации говорят, когда и после месяца-полутора у малыша сохраняются симптомы дезадаптации:

  • он длительно и серьезно болеет
  • замедляется темп развития
  • у него часто резко меняется настроение
  • нарушены сон и аппетит
  • у малыша может отмечаться рвота, головные боли, энурез, тики, запинки в речи, апатия, нестабильная температура тела при отсутствии заболеваний, беспокойный сон и плач по ночам, раздражительное настроение, приступы гнева, истерики
  • он «прилипчив» или наоборот не доверяет родителям, ведет себя как маленький
  • появились новые страхи и невротические движения (раскачивание, сосание пальцев, гримасы, агрессия)
  • после садика он двигательно расторможен (носится, кричит)
  • в группе ни с кем из ребят не общается.

При этой форме адаптации — обязательно необходимо наблюдение и консультация врача и психолога.