Все о тюнинге авто

Метод цицерона запоминание английских слов. Метод цицерона для запоминания иностранных слов. Практическое использование мнемотехники на примере японского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, что собой представляет метод цицерона. Он является одним из самых простых и эффективных способов запоминания. Осваивается буквально за пару тренировок и, что немаловажно, применяется абсолютно в любых условиях и ситуациях, независимо от того, в очереди вы или в пути на работу. В общем, учитывая все преимущества перед остальными техниками, хочу сказать, что не зря его назвали в честь знаменитого оратора из Рима — Марка Туллия Цицерона.

Немного об истории возникновения

Его хоть и называют методом Цицерона, но никакого отношения к истории возникновения этой уникальной техники великий оратор не имеет. Он просто активно его использовал при подготовке к выступлениям. Шокируя публику тем, что совершенно не нуждался в записях, декларируя большой объём материала просто по памяти.

Существует легенда, что во время одного масштабного пира в Древней Греции неожиданно обвалилась крыша, под обломками которой погибло много людей. Однако одному поэту Симониду удалось выбраться оттуда живым. Родственники погибших обратились с просьбой подсказать, в каких местах находились в тот момент их близкие, чтобы, раскопав тела, похоронить их со всеми почестями.

Симонид смог назвать всех до единого, ориентируясь на то, что помещение было ему хорошо знакомым. Оставалось лишь вспомнить, кто и чем занимался в тот момент, чтобы с точностью указать координаты. Впоследствии поэт понял, насколько ценным оказалось его открытие, и принялся за его усовершенствование. В наши дни вы можете встретить ещё такие варианты названий, как система комнаты или метод мест.

Преимущества и суть этого метода

Суть заключается в том, что человек, представляя образ комнаты, где проводит максимальное количество времени, будь то офис или спальня. Мысленно расставляет в ней те ключевые единицы, которые следует зафиксировать в памяти надолго. Причём в отличие от других техник, запомнить реально целый текст, а не просто ряд слов. Использовать одну и ту же комнату можно бесчисленное количество раз, информация не будет путаться и теряться.

Удивительной особенностью является то, что абсолютно при любых условиях вы сможете им воспользоваться, главное, чтоб вас не отвлекали в этот момент, иначе не выйдет сосредоточиться. А как только потребуется вспомнить выученный кусок материала – вы представите образ выбранной комнаты, и все данные мгновенно всплывут.

Этот способ затрагивает пространственное воображение, развивая его и совершенствуя, поэтому со временем вы будете абсолютно неосознанно, не прилагая усилий запоминать всё, что только потребуется. Плюс ко всему развивает мышление, умение концентрироваться и подвергать анализу обстановку различных мест, которые посещает личность. Используя его на постоянной основе, вы сможете улавливать массу деталей, которые раньше не замечали, отчего качество вашей жизни только улучшится.

Метод основывается на связях, созданных в мозге «автоматически», из-за частого восприятия одних и тех же зрительных стимулов. Вот, к примеру, когда вы приходите домой, то включаете свет неосознанно, так как уже выработался рефлекс. Вы хорошо знаете не только, в какой стороне комнаты находится включатель, но и легко на ощупь можете его обнаружить.

И так, ежедневно наблюдая одни и те же предметы в помещении, где проводите много времени – у вас формируются эти связи, используя которые вы и сможете получить контроль над своей памятью.

  1. Первым делом потребуется решить, какой будет последовательность зон вашей квартиры или офиса. Рекомендуется начинать с коридора, со временем переходя к соседним помещениям, в зависимости от планировки жилища. Обычно это туалет, ванная, кухня, а потом уже зал, спальни и балконы.
  2. Если вы новичок, то сосредоточьтесь лучше на одной комнате, а уже со временем, отточив мастерство, будете переходить на новый уровень, как в игре, открывая новое пространство. Сейчас же вы должны закрыть глаза и представить, будто вы в данный момент находитесь в коридоре. Осмотритесь, только очень внимательно, и выделите для себя 10 статичных предметов, то есть те, которые вы обычно не передвигаете и не переставляете.
  3. Теперь вам требуется закрепить материал, подумайте о последовательности обнаружения этих предметов. Кстати, вместо помещений, можно использовать хорошо знакомые маршруты. Допустим, ежедневный путь на работу, какие вам встречаются магазины, кафе или остановки?
  4. Теперь, когда подготовка завершена, пора переходить к материалу, который следует выучить. А если быть точнее, то требуется разместить его в зависимости от того, какой способ вы выбрали – маршрут или офис, дом. Возьмем за пример кабинет в офисе и необходимость запомнить список продуктов к ужину. Приехали вы на работу, и как только вошли в кабинет, сразу же справа заметили вешалку. Расположите на ней лимоны, украсив как ёлку. Дальше, пройдя пару шагов, вы натыкаетесь на шкаф, открываете дверцы и аккуратно складываете на полки листья салата… Думаю, достаточно, принцип понятен, верно?
  5. Когда наступит время доставать из недр памяти выученный материал, мысленно пройдитесь по маршруту, внимательно осмотревшись, и вся информация мгновенно «всплывает» перед вами.
  6. В дальнейшем добавляйте новые предметы, можете даже отправляться «на прогулку» по всему дому, особенно, если есть необходимость запомнить слишком большой объём информации, который в одном помещении не уместится.


  • Тренировка должна быть на постоянной основе, чтобы не терять навык, а только двигаться вперёд, да и результативность будет увеличиваться.
  • Чтобы упростить процесс, доводите некоторые детали до абсурда, тогда они наверняка запомнятся. Например, вы готовитесь к презентации проекта, и на остановке встречаете Президента США, он читает газету, на первой колонке которой написан большой кусок текста из ваших записей. Сев в автобус, на спинке сидения вы видите продолжение своей речи, написанное корявым почерком с помощью маркера и т.д. и т.п.
  • Поиграйте с габаритами образов, вообразив, что шкаф размером с кошку, а стул до потолка.
  • Также делайте акцент на динамике и яркости предметов. Если привычную антресоль вообразить выкрашенной в ярко-оранжевый цвет и качающейся из стороны в сторону, то и запоминание это предмета мебели значительно упростится.
  • Вам поможет, если перед тем, как приступить к выполнению действий из пошаговой инструкции, вы в реальности пройдёте по привычному пути или помещению.
  • Подключайте ощущения и чувства, то есть, помимо того, что вы видите, вы ещё должны слышать, чувствовать запахи и даже вкус.
  • Также неплохим подспорьем в развитии памяти, могут послужить онлайн-игры для развития силы мозга. Я уже неоднократно вам рекомендовал этот сервис, вот ссылка .

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Развивайтесь, совершенствуйтесь, и тогда вы станете гармоничной осознанной личностью, главное – проявлять упорство и не отступать перед трудностями. Попробуйте на практике метод Цицерона, а чтобы было проще его освоить, посмотрите статью

В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

Так, в результате развития памяти мы имеем возможность не только плавно и обстоятельно излагать информацию, т.е. обладать навыками ораторства, но также обладать искусством профессионально ее запоминать, при этом объем и сложность данных может быть любая.

Возможно, в это трудно поверить. Но мы знаем один главный секрет для успешного – это изменение каких-либо данных в картинки (образы), а потом воспроизведение ее в памяти.

Существует множество техник, но в этой статье мы рассмотрим методику запоминания от Цицерона, а также приведем несколько простых, но действенных методов запоминания из мнемотехники.

Причины плохой памяти

Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

Существует 5 причин нарушения памяти:

  1. Сниженный или отсутствующий интерес. Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время. Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.
  2. Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием. Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике. И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.
  3. Отсутствие навыков запоминания. Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.
  4. Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание. Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.
  5. Депрессивное состояние. Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

Смысл методики

Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

Презентация на тему: "Основы метода ассоциаций"

Этой системой может быть что угодно:

  • помещение;
  • участок;
  • тропинка;
  • знакомая обстановка и т.п.

Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца. В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы.

Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

Пример использования

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

  1. Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
  2. Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
  3. Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Мнемотехники для быстрого запоминания

Методы запоминания по Цицерону хороши, но существуют и другие приемы мнемотехники:

  1. Рифмуйте данные. Создание стихотворной формы позволяет легче воспринимать информацию и, соответственно, воспроизводить её.
  2. Создавайте фразы из начальных букв информации.
  3. Связка. Данная техника предполагает установление связи полученных данных с эффектным образом. К примеру, нужно запомнить имена присутствующих на собрании –представьте, что каждый из них герой какой-то сказки. Для более детальной связки, наделите персонажей каким-то прилагательным. Например, «кот в сапогах» - огромный кот в кедах.
  4. Зацепки. Суть метода в замене цифровых значений на предметы. Допустим, 0 – ручка, 2 – кот, 3 – баран и т.д.

Какой именно метод подойдет именно Вам, вы не сможете узнать, пока не попробуете. Выберите оптимальный вариант и тренируйтесь каждый день.

Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:

  • Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
  • Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
  • Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
  • Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
  • Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
  • Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.

В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:

Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные. На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.

Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!

Преимущества работы с памятью


Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации.

Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

Носит имя одного из великих римский политиков, который прославился тем, что в процессе своих ярких выступлений никогда не пользовался записями. При этом оратор оперировал множеством цифр, имен, фактов, а также довольно часто использовал цитаты.

В соответствии с некоторыми источниками, метод Цицерона весьма успешно применялся задолго до официального его автора. В частности, известный древнегреческий поэт Симонид активно и успешно его практиковал.

Этот метод прост и одновременно эффективен. Другое его название – система римской комнаты. Он основывается на том, что ключевые единицы, которые надо запомнить, необходимо расставлять в мыслях в определенном порядке, представляя в голове привычное помещение. После такой процедуры достаточно лишь восстановить в памяти эту комнату, дабы восстановить все, что вы фиксировали в памяти. Цицерон, когда был занят подготовкой к публичному выступлению, прохаживался по дому и размещал в голове основные ключевые моменты своей речи в различных местах.

Перед тем, как начать практиковать запоминание по методу Цицерона, определитесь, каким образом вы планируете обходить комнату. Выберите последовательность мест, в которых вы планируете мысленно размещать ключевые единицы. Для некоторых представления комнаты в голове будет достаточно. Однако в первый раз не будет лишним пройтись по дому, как это делал великий оратор. При этом стоит выбирать привычную комнату, например – свой личный кабинет. Можете отдать предпочтение способу передвижения по часовой стрелке.

С опытом вы будете в состоянии задействовать все большее число предметов и мест, тем самым расширяя свои возможности для фиксации информации. Вы можете использовать абсолютно любые предметы. Пусть это будет диван, телевизор, полка, рабочий стол, компьютер и так далее. Мысленно перемещаться можно и слева направо, и вверх-вниз. Вам не обязательно ограничиваться только своей комнатой. Для более эффективной фиксации в памяти можно использовать знакомые маршруты и т.п.

Вам необходимо связывать ключевые моменты информации, которую вы пытаетесь запомнить, с определенными предметами посредством ассоциаций. Начиная практиковать данный метод, не будет лишним иметь в голове набор элементов комнаты. Таким образом, у вас всегда будет «подручный» набор так называемых ментальных крючков, за которые вы сможете зацепить нужные ключевые моменты.

В качестве примера рассмотрим, как можно легко запомнить список следующих элементов: велосипед, рюкзак, бутылка, пластилин. Эти элементы будут размещены последовательно в соответствии со схемой дома. Начнем мы с коридора. Необходимо использовать нестандартные связи, чтобы его воспроизведение не составило труда даже спустя долгое время.

Велосипед размещаем на вешалке возле двери, причем находится он в перевернутом положении. Такая ассоциация легко отложится в нашей голове. Далее идет рюкзак, который весит на двери, а из него выглядывает кот. В бутылку мы ставим цветок подсолнуха и размещаем его на тумбочке. Зеркало, расположенное в прихожей, полностью заклеиваем пластилином, тем самым создавая нестандартную ассоциацию и фиксируя последний ключевой элемент в нашем списке. Таким образом, у нас получился довольно необычный ассоциативный ряд, который мы легко сможем восстановить в голове.

Очень важно предварительно определить те предметы, что будут встречаться нам на пути. В противном случае есть риск того, что вы будете сами искать детали, которые будет легче связать с определенным ключевым словом. В итоге, запоминание будет неэффективным.

Разумеется, метод Цицерона стоит применять для задач значительно сложнее. Вышеописанный пример лишь помогает понять, как происходит запоминание информации . Данный метод продуктивен в процессе фиксации в памяти текста, плана на день, порядка необходимых телефонных звонков и прочего. Более того, когда информация представляет собой логически связанные данные, а не просто набор слов, вы сможете неоднократно использовать одну комнату. При этом ряды ключевых элементов не перемешаются, а вы будете в состоянии легко восстанавливать данные по конкретной теме.

Чтобы научиться использовать данный метод, достаточно нескольких тренировок. Это и является его главным плюсом, если сравнивать данную методику с другими. Более того, эту технику можно использовать в любом месте. А то помещение, где вы находитесь, может стать отличной отправной точкой для запоминания информации. Вам нет необходимости использовать метод связанных ассоциаций или долго восстанавливать цепочку, как это нужно при применении метода последовательных ассоциаций. Вам лишь нужно восстановить в памяти знакомое помещение или использовать то, где вы находитесь в конкретный момент. Вполне достаточно рассматривать комнату, при этом расставляя ключевые слова и привязывая их к каким-то предметам. Восстановить информацию также просто. Достаточно вспомнить обстановку. Применяя этот метод, вы поразитесь, насколько легко и быстро можно усвоить даже весьма сложный материал.

Метод Цицерона – это уникальный мнемонический прием , которому может научиться каждый. Даже если вы не относите себя к личностям с хорошей памятью, используя данную технику, вы легко превзойдете каждого из них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Г. Ломакина

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

«Методы запоминания. Метод Цицерона»

Леонян Аида,

Торяник Валерия,

ученица 9 А класса,

МОБУ СОШ № 8

им. А.Г. Ломакина

Научный руководитель:

Дорофеева Александра Сергеевна,

учитель информатики МОБУ СОШ № 8

им. А.Г. Ломакина

Таганрог

2017

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Обзор различных приемов и методов запоминания информации……..4

      Метод Цицерона…………………………………………………………….6

Гдава 2. Применение метода Цицерона учащимися…………………………….9

Заключение………………………………………………………………………….11

Приложение 1………………………………………………………………….…..12

Приложение 2……………………………………………………………………..13

Приложение 3……………………………………………………………………..14

Приложение 4……………………………………………………………………..15

Введение .

В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

В каждом классе бывают ученики, легко запоминающие любую информацию, но есть и та группа учащихся, которая с трудом готовит задания по устным предметам. Объем знаний, получаемый учениками, с каждым годом возрастает. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Трудности в запоминании текста, возникшие у детей еще в начальной школе, в среднем звене - только увеличатся.

Актуальность данной работы заключается в необходимости применения метода Цицерона для запоминания больших текстов.

Мы выдвигаем следующую гипотезу : освоив метод Цицерона, учащиеся быстрее и качественнее будут усваивать учебный материал.

Объектом нашего исследования является приемы и методы запоминания.

Предмет нашего исследования: метод Цицерона.

Цель исследования : проверить, поможет ли такой прием запоминания как метод Цицерона улучшить качество подготовки домашнего задания нами и нашими одноклассниками.

Цель работы обусловила постановку следующих задач :

проанализировать различные приемы и методы запоминания;

исследовать, какие приемы запоминания используют наши одноклассники;

исследовать, улучшат ли предложенные нами приемы запоминания качество подготовки одноклассников к предметам;

проанализировать полученные в ходе исследования результаты и сделать соответствующие выводы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования : анализ литературных источников по теме, анкетирование учащихся, эксперимент.

Был составлен план исследования :

    Изучить литературные источники.

    Составить анкету для одноклассников.

    Провести анкетирование учащихся 9А класса.

    Выявить наличие в классе учащихся, испытывающих затруднение при запоминании информации.

    Провести эксперимент с участием данных ребят.

    Провести повторное анкетирование группы учащихся.

    Обобщить полученные сведения.

    Проверить, нашла ли гипотеза свое подтверждение.

    Определить возможности дальнейшей работы по данной теме.

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Обзор различных приемов и методов запоминания информации.

Обзор различных приемов и методов запоминания.

Идея мнемоники состоит в том, чтобы сухую «неудобную» информацию

превращать в яркую, эмоционально-окрашенную, смешную, необычную,

интересную, а для этого придется проявить воображение.

Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация , т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией.

Вот примеры нескольких мнемотехнических приемов, которые применяется для запоминания трудной, «незапоминаемой» информации:

Рифма - один из наиболее действенных способов обесᴨечить запоминание материала. Этот способ широко используется в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания. Трудную для запоминания информацию необходимо зарифмовать.

Например,

из геометрии:

«Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» ;

из английского языка:

«Рыбу ловишь – не шумишь, рыба по-английски – fish» ;

из русского языка:

«Кое, либо, то, нибудь – дефис ставить не забудь» ;

из химии:

«Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда» и др.

Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с ᴨервых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка", для запоминания числа пи рекомендуют запомнить фразу: «Это я знаю и помню прекрасно», в которой число букв в каждом слове соответствует цифрам числа 3,14159.

« Метод ассоциаций » поможет запомнить новые слова. Если слово или его часть ассоциируется с каким-либо известным ему предметом или действием, будет проще вспомнить новое слово.

Рисуем картину. Запоминание стихотворения будет более эффективным, если в процессе мысленного повторения стихотворения, представлять в воображении то, что описывается словами.

« Метод истории ». Суть заключается в построении испытуемым логической связи между случайными словами, составляя из них историю с максимально возможным количеством запоминающихся деталей, чтобы создать в воображении сюжет, легко укладывающийся в памяти. Его особенность заключается в том, что, как правило, чем более странными и смешными будут ассоциации и связи, тем больше вероятность того, что участник сможет воспроизвести всю информацию.

Эти и многие другие способы запоминания удобны для относительно небольшого объема информации. А что же делать, если нужно запомнить большой текст?

1.2 Метод Цицерона.

Проанализировав различную литературу, мы нашли наиболее удобный и эффективный, на наш взгляд, метод запоминания большого объема информации.

Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя - Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.

Некоторые источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является одним из самых древних из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.

Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, человеку необходимо определить последовательность мест, на которых он будет размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове.

Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, можно попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если поступить таким образом, то при воспроизведении можно допустить ошибки.

Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов. Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д.При этом, когда информация хоть как-то тематически связана, то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь.

Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату, расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, вспоминание содержания доклада), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась


одновременно с обстановкой необходимая информация.

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.

Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.

Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Глава 2. Применение метода Цицерона учащимися.

Мы решили проверить эффективность метода Цицерона. В исследовании добровольно принимали участие наши одноклассники (25 человек).

Месяц назад мы провели небольшое анкетирование. Б ыли получены следующие результаты:

ответили «да» - (30%), ответили «нет» - (70%)

По результатам были составлены диаграммы (приложение 1)

По 2 вопросу «Хотели бы Вы улучшить свою память?»

ответили «да» - (80%), ответили «нет» - (20%).

По результатам были диаграммы (приложение 1)

3 вопрос «По какому предмету наиболее сложный текст?»

«История,литература» . СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК?

По результатам были составленные диаграммы (приложение 1)

В качестве запоминаемого текста мы решили выбрать отрывок из литературы- «Письмо Татьяны», . В виде дополнительного домашнего задания мы предложили одноклассникам взять домой на один день текст, содержащий хронологию и рассказать его максимально приближенно к оригиналу.

Мы получили следующий результат:

(70%) точно пересказали стихотворение, у учеников (20%) возникли проблемы с запоминанием, (10%) не смогли пересказать текст. По результатам были составлены диаграммы (приложение 2).

После этого мы подробно рассказали учащимся о методе Цицерона. И предложили также домой взять уже другое стихотворение. И в этот раз результаты следующие : Где результат сколько человек смогли пересказать, а сколько нет? + Диарамма с результатами на приложении 3 аналогично приложению 2

По 1 вопросу «Довольны ли Вы своей памятью?»

ответили «да» - (80%), ответили «нет» - (20%)

ответили «да» - (85%), ответили «нет» - (15%).

По результатам были составлены диаграммы (приложение 4)

Применив на практике метод Цицерона, мы составили советы для запоминания информации:

важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно;

н ужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается.

и зменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.

п арадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.

Заключение.

Проанализировав результаты, мы увидели, что качество подготовки дополнительного домашнего задания детьми, принявшими участие в эксперименте, улучшилось на 85 %. Кроме того, время на подготовку домашнего задания сократилось на 20 минут.

Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что освоив метод Цицерона, учащиеся стали быстрее и качественнее усваивать учебный материал. Многим из учащихся этот метод понравился и они продолжают запоминать текст по данной методике. В результате, их оценки по различным предметам улучшились.

Эксперимент показал, что дети, владеющие таким приемом запоминания как метод Цицерона, успешно учатся и легко справляются с освоением новой информации. Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, все задачи выполнены.

Практическая значимость работы заключается в том, что она помогла нам и ребятам моего класса узнать новые приемы запоминания информации, которые улучшили качество подготовки домашнего задания, повысили качество успеваемости по предметам.

Продолжением данной работы будет являться составление памятки для учащихся, практическая помощь учащимся в применении усвоенных нами приемов запоминания, освоение новых сложных мнемотехнических приемов запоминания.

Приложение 1.

Приложение 2.

Результат пересказа текста

до изучения метода Цицерона.

Приложение 3.

Результат пересказа текста

Приложение 4.

Ответы учащихся

после изучения метода Цицерона.

1 вопрос «Довольны ли Вы своей памятью?»

2 вопрос «Помог ли вам метод Цицерона?»

Метод Цепочка

Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.

Метод Цепочка - это один из самых простых мнемотехнических приемов. Суть его заключается в попарном соединении образов. При этом относительные размеры образов в каждой паре одинаковые – большие, а сами образы – яркие и запоминающиеся. Вы образовывайте связь между первым и вторым образом, а затем убираете из сознания первый образ путем переноса внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары.

Второй образ пары проникает в первый.

Второй образ пары находится сверху.

Второй образ пары находится справа.

Всегда образуйте связи четко по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева.

Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу.

Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

Например, нам нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Крупно, ярко представьте себе свежий, хрустящий батон - а на нем сверху лежит пакет молока. Секунду-другую рассматривайте эту связь, а затем связывайте пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируете связь и переходите к соли. Когда вы вспоминаете первый образ - батон, в памяти неизбежно всплывет "молоко", молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.

Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом. Кроме того, если вы забудете одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике - скорее вспомогательная и тренировочная. Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.

При выполнении тренировочных упражнений вы можете запоминать длинные последовательности образов, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено - можно связать десятки и даже сотни образов.

Метод Цицерона

Мы с вами регулярно видим одни и те же зрительные образы – предметы в квартире, объекты на улице, по которой мы постоянно возвращаемся домой и т.д. Это и есть опорные образы из которых формируются естественные ассоциации. Так как связи между объектами, которые мы регулярно видим, уже существуют в нашем мозге, их запоминать не требуется. Мы их и так помним. Нужно лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых нам образов, то есть много кратно их повторить. То есть запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. А затем достаточно вспомнить эту комнату и воспроизвести необходимую информацию. В этом и заключается суть метода Цицерона или метода Римской комнаты.

Этот метод назван в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории. Марк Тулий Цицерон (106-43гг. до н.э.)- государственный деятель Римской империи, прославился тем, что никогда не использовал в своих публичных выступлениях записи или подсказки. Цицерон воспроизводил по памяти множество фактов, дат, исторических событий и имен. Для того, чтобы запомнить в строго выверенной последовательности подготовленное выступление, Цицерон разбивал свою речь на части и каждую часть готовил в одном из своих многочисленных покоев. Непосредственно на выступлении с речью Цицерон мысленно прохаживался по своим многочисленным покоям по определенному маршруту, и это помогало ему чётко вспомнить ту часть речи, которую он там готовил.

Согласно другим источникам, корни этого метода уходят еще в Древнюю Грецию (поэт Симонид с успехом применял эту технику). Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль.Таким образом, метод Цицерона является самым древним из всех известных на сегодняшний момент техник запоминания.

Научимся выделять опорные образы методом Цицерона на следующем примере.Рассмотрим вашу квартиру (дом). Определите для себя последовательность помещений. Например, запоминайте помещения в следующем порядке – коридор, ванная комната, кухня, большая комната, спальня, балкон.

Затем, вам необходимо сфокусировать свое внимание на каком-то одном помещении и мысленно обойти его по периметру (причем всегда в одном направлении- почасовой стрелке). Вспомните 10 объектов в этом помещении.

Теперь проделайте тоже самое в других помещениях и в каждом выделяйте по 10 образов (например, предметов мебели).

В результате вы запомните последовательность из 50 объектов. То есть вы закрепите в памяти выделенные образы путем многократного припоминания.

Вот несколько важных правил метода Цицерона:

Зрительные образы, которые вы выделяете, не должны повторяться. Повторяться могут только названия предметов, а образы должны быть разными.
Вам необходимо вытянуть из вашего мозга уже имеющиеся в нем связи. Поэтому выделяйте образы, вспоминая их. Пытайтесь подобрать такие образы, чтобы из них можно было выделить по пять подобразов.
Испытайте метод Цицерона при подготовке своего выступления или при запоминании какого-либо текста.
Последовательность работы с текстом следующая:

Прочтите текст и ответьте на вопрос, о чём он.
Разбейте текст на несколько смысловых частей.
Запомните каждую часть текста в разных комнатах своей квартиры или дома, определив чётко порядок следования по ним (прихожая - ванна - туалет - кухня - гостиная - детская - спальня)
Вслух воспроизведите весь текст с учётом последовательного изложения частей.

Демонстрация метода на примере сказки Колобок

1) разобьем сюжет сказки на 6 смысловых частей и каждую представим образом:
мука - колобок на дороге - заяц - волк - медведь - лиса ест колобка
Эти образы в мнемотехнике называются вспомогательными. Они кодируют информацию, которую мы хотим запомнить.
Образ места, который уже существует в нашей памяти и мы его очень хорошо знаем, в мнемотехнике называется опорным образом.

2) Соединим в нашем воображении вспомогательные образы (мука, колобок на дороге, заяц...) с опорными (кухня, гостиная, ванна...):
мука находится в кухне;
колобок катится по дороге в гостиной;
заяц в ванной;
волк в туалете;
медведь на кухне;
лиса ест колобка на балконе.

3) повторяем сказку, используя вспомогательные образы, чтобы вспомнить сюжет, и опорные образы, чтобы вспомнить последовательность событий.
Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.

Преимущество метода Цицерона перед, например «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:
- в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы
- в приеме "Цепочка», чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.
Данный метод также удобно использовать при запоминании длинных стихов или поэм. Попробуйте применить его на практике и Вы убедитесь, что это действительно работает!